«Самые удачные расследования – те, о которых мало кто знает». Интервью о форензике в России

Форензик в России появился не так давно и, несмотря на свою эффективность, все еще не заработал достаточной популярности....

Коррупционные преступления: как правильно обвинять и защищаться

Дела о коррупционных преступлениях — особая категория дел, где следователям нужно проявить внимательность и профессионализм, а адвокатам —...

Страховщики против COVID-19: в каких случаях бизнес может рассчитывать на возмещение?

Эксперт в сфере страховых споров Дмитрий Шнайдман, проанализировав виды договоров страхования, которые обычно заключают российские предприниматели, рассказывает, можно...

Борьба с TikTok и регулирование языка: главные новости уходящей недели

Меры против TikTok в США, создание комиссии по русскому языку при Правительстве РФ, поправки в КоАП и другие...

Брачные договоры и товарные знаки: 2021 год глазами юристов

Как юристы оценивают события уходящего года и полученный опыт, какие тенденции сумели закрепиться в праве и обществе за...

Вклад как искусство: почему в Рубенсе видят актив и какие угрозы ждут арт-инвесторов

Сегодня в среде инвесторов эксперты наблюдают все больший интерес к произведениям искусства как к потенциальным активам: например, можно...

Материальная оценка нематериальных активов и средств индивидуализации: особенности и подходы

В свое время товарный знак «Л’Этуаль» был заложен «Альфабанку» на сумму 50 миллионов евро. Подобных случаев, когда объекты...

Совершенствование защиты бренда «Швейцария»: уроки, извлеченные из последней поправки к закону Швейцарии о защите товарных знаков

Юрист Александр Пфистер рассказывает о проблемах регулирования географического бренда и уроках, которые другие страны могут извлечь из опыта...

«У нас есть вакцина – это Конвенция по правам человека»: на ПМЮФ обсудили ограничение прав и свобод условиях пандемии

Вопросы противоречивости ограничений прав человека в эпоху пандемии, а также их защиту обсудили на Петербургском Международном Юридическом Форуме...

Регуляторная песочница и третейские суды: законы, которые вступают в силу в ноябре

Госпошлины от Федеральной пробирной палаты, уголовная ответственность за подкуп третейского судьи, введение режима «регуляторной песочницы» – «Сфера» собрала...

Заключение смарт-контрактов: способен ли нотариус снизить «цифровые риски»?

Высокий темп цифровизации общественных и экономических отношений требует своевременного обновления законодательной базы, а нормативное регулирование гражданского оборота непременно...

10 альтернативных профессий для юристов

Есть диплом, стремление работать, желание быть полезным и делать отличную карьеру, но вакансия типичного юридического офисного работника точно...

«Мы будем извлекать из этого уроки». Интервью Юрия Пилипенко о лишении Эльмана Пашаева статуса адвоката

Водевиль, клоунада, казус Пашаева – дело Михаила Ефремова заработало в народе множество «вторых имен». 18 сентября история получила...

Президент ПАСЕ: «Летом Парламентская ассамблея представит три доклада о коронавирусе»

В июне 2021 года Парламентская ассамблея Совета Европы презентует для обсуждения три доклада, посвященных пандемии COVID-19. Об этом...

Правовой ликбез: независимая гарантия

Независимая гарантия – востребованный инструмент в сфере предпринимательства. Гарантами по ней могут выступать банки, кредитные и коммерческие организации....

«Норма права пишется не буквами, а алгоритмами»: на ПМЮФ обсудили цифровизацию национальной юрисдикции

Как цифровая трансформация юрисдикции изменит общество и экономику? Как эффективно защищать информацию? Как должна измениться национальная юрисдикция в...

Трудовые споры: о чем говорит судебная практика

Рассмотрение трудовых споров в судах нередко вызывало вопросы, связанные с неоднозначной трактовкой закона. В какие сроки можно подавать...

«Большая перемена» для молодых и иск к «Газпрому»: главные новости уходящей недели

В 15–20 раз увеличиваются штрафы за нарушение пожарной безопасности в лесах. В Госдуме обсуждают законопроект о создании общероссийского...

Лучшие практики управления правовой функцией в эпоху искусственного интеллекта

Бизнес-встреча и конференция из цикла «Юристы и бизнес»: «Диалог с лидерами» и «Назад в будущее или лучшие практики...

Что такое сервитут

Можно ли пройти к реке через огражденный участок соседа, имеет ли право спецтранспорт проезжать по вашей территории и...

Автопром в период санкций: в каком направлении движется отрасль

Санкции, введенные против России, отразились на отечественном автопроме молниеносно. Поставки в Россию авто и запчастей запрещены, производства приостановлены, процесс импортозамещения идет не так быстро, как планировалось. По официальным данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в РФ в мае 2022 года практически встал, обвалившись в годовом выражении на 96,7%. «Сфера» узнала у экспертов, каковы перспективы у российского автопрома в такой ситуации.

Что сегодня?

Автопром — один из наиболее пострадавших от санкций рынков, считает директор по развитию Carprice Кирилл Иванов. «Склады машин пустеют, запасы новых автомобилей на заводских складах и в логистических терминалах не впечатляют, а дилерские резервы имеют свойство заканчиваться. Даже ранее активные и крупные заводы, типа Nissan с проектной мощностью порядка 100 тыс. автомобилей, стоят «на паузе», — рассказывает он. Также эксперт уверен, если по каким-то причинам поставки транспортных средств станут активнее, то провяится другая проблема: в России спрос на автомобили снижается, особенно когда речь идет о дорогих иномарках, закупленных при высоком курсе доллара. И с российскими брендами дела обстоят не лучше.

«Из-за проблем с логистикой и поставкой комплектующих на сегодня себестоимость, к примеру, «УАЗа» выросла на 35%», — резюмирует Кирилл Иванов.

Терминалы Подмосковья автодилеров были весной забиты машинами, но динамики продаж не последовало. Далеко не все готовы тратиться в подвешенной экономической ситуации на транспортные средства. «В новокризисные дни многие распродавали остатки по завышенным ценам, но сейчас рынок старается стабилизироваться. Динамика ежемесячных отчетов о продажах подтверждает статичность ситуации. В лидерах (примерно от тысячи продаж) по наибольшим из возможных — бренды Kia, Lada, Hyundai, КП «Газ», УАЗ и Renault», — рассказывает эксперт.

Основная доля российских автомобилей, например, популярные LADA Vesta или XRAY, выпускались с иностранными запчастями. Для восстановления аналогичного производства требуются новые поставщики. Это может быть не так просто из-за узконаправленности — выпуском части комплектующих занимаются только 3-4 компании в мире. Сейчас новых партнеров активно ищут в Китае, но это потребует времени. Чтобы выйти на хороший уровень производства (порядка 350 тыс. ТС), потребуется 2-3 года на изменение линий и поиск новых поставщиков, наработку собственной базы и т.д. Постепенно производится замена поставщиков из Европы на компании, выпускающие продукцию в Беларуси, Китае или Турции. Это относится, например, к гидроагрегатам, системам безопасности, вакуумным усилителям, блокам управления двигателем. В помощь также меняются технические регламенты. Допустим, «УАЗ» сейчас выпускается без АБС. Но это сразу сказывается на активности покупателей. Продажи «УАЗ» за первое полугодие снизились на 35,5%.

Хоть прогнозы на второе полугодие только пролонгируют сложности с поставками импортных комплектующих и сырья, логистикой и загрузкой производственных мощностей предприятий, однако автопром рассчитывает увеличение объема торговли с Китаем. Так, Тюменская таможня сообщает о двукратном росте товарооборота между Тюменской областью и Китаем. При этом 30% поставок приходятся на грузовики и их комплектующие, а значит производители держатся «на плаву» под санкционным давлением. «Но это пример одного региона, а в целом, конечно, путь выхода из кризиса предстоит долгий», — считает Кирилл Иванов.

Как рынок решает проблему

Так или иначе крупные продавцы стараются смягчить рост цен и назревающий дефицит. В пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр сообщили, что снизить нехватку запчастей  позволил параллельный импорт.

Также Правительство упростило правила регистрации автомобилей, ввозимых из-за границы. Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Михаил Мишустин, говорится  на сайте кабмина. «Речь идет о временной отмене одного из обязательных требований к техническому оснащению машин — теперь их можно использовать без устройств вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС», — сообщили в правительстве. Ранее наличие такого оборудования было обязательным условием для ввоза и постановки автомобилей на учет в России.

 Дорогу отечественному производителю

В ГК Автодом рассказали «Сфере», что пока нет официальной информации о стоимости упрощенных моделей автомобилей, сходящих с российских конвейеров. Но ожидается, что они должны иметь ценовое преимущество перед иностранными брендами. К примеру, «Москвич», который в ближайшее время планируется выпускать на базе завода Renault с привлечением льготных займов, должен стоить не дороже 2 млн рублей. Преодолеть нехватку запчастей возможно только путем выпуска собственных комплектующих, прежде всего коробок передач, подвесок, двигателей. Это развитие сдерживает отсутствие электроники. В России есть возможность запустить производство автомобильных микрочипов, но для этого нужна единая государственная программа развития компонентной отрасли (или иначе — направление, касающееся производства компонентов для сложных комплектующих).

Также в России разрабатывается стратегия развития автопрома, учитывающая создание новых технологий и производств. Предполагается выделить свыше 20 млрд рублей по программам господдержки в 2022 году. Это должно простимулировать выпуск в России около 80 тысяч автомобилей.

Управляющий партнер международной консалтинговой группы Seitenberg (Австрия) Кирилл Лапин напоминает и об экспорте российских машин, что является несомненным успехом производителя.

«Хоть в России пока не могут производить высокотехнологичные автомобили, это не значит, что экспорт отечественных машин не востребован. Возьмем в качестве примера Африку, где многие ездят на старых машинах. Уровень жизни в африканских странах невысок, а машины стоят дорого, местным жителям не по карману японский или европейский автопром с заоблачными ценами и на машины, и на запчасти. Африканцам нужны дешевые и надежные машины, которые прослужат долго, просты в ремонте и обязательно с кондиционером. То есть тот товар, который Россия вполне может сделать. Еще один интересный факт: в Африке Россия воспринимается как Европа, а товар или оборудование, сделанное в России, продается под лейблом «Made in Europe», что в глазах местных потребителей является очевидным преимуществом», — рассказывает Кирилл Лапин.

С марта российский автопром переживает одну из самых стрессовых ситуаций в своей новейшей истории. По данным Росстата, за пять месяцев 2022 года с российских конвейеров сошло 268 тыс. легковых автомобилей, что на 56,4% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Впрочем, некоторые эксперты высказывают осторожные надежды на то, что тотальные ограничения, которые коснулись отрасли, могут открыть новые возможности для ее трансформации.

Источник изображения: freepik.com 

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest