Кто есть кто: как определить оферту и акцепт в сфере закупок

Оферта и акцепт – понятные и всем известные стадии заключения договоров. Вот только в процедуре заключения государственных и...

Защита лесов и компенсация туристам: новости последней недели 2021 года

ЦБ начнет контролировать переводы между физическими лицами, материнский капитал разрешат потратить на дорогое лечение, лес начнут охранять казаки,...

«Вирус стоит поблагодарить»: на ПМЮФ обсудили процедуру банкротства в условиях пандемии

Зарубежные и российские эксперты обсудили мораторий на банкротство, внеконкурсное оспаривание, а также субординацию займов, предоставленных акционерами в период...

Когда закрыты границы: 3 главных проблемы семейного права в условиях санкций

От нестабильности и международной изоляции России страдают не только бизнес, медицина, экономика. Закрытые границы осложняют и семейные отношения....

«Рыбалка наудачу»: как налоговики истребуют документы вне контрольных проверок и почему это нарушает права налогоплательщиков?

Роль институтов по истребованию документов существенно выросла и изменилась. О новых тенденциях истребования документов в России рассказал директор...

Принцип buyer beware при оспаривании и защите прав на недвижимость

Первого января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 16.12.2019 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть...

Коронавирус, налоги, пенсии: какие законы вступают в силу в апреле

Отмена комиссий за денежные переводы, сообщения о задолженности по СМС, повышение социальной пенсии – «Сфера» собрала самые важные...

Дикий Запад / Wild West

Старший научный сотрудник Brennan Center for Justice Кэролайн Фредриксон рассказывает о том, почему американская практика найма «независимых подрядчиков»...

Думай как дизайнер: почему для помощи клиентам важны брейнсторм и мут-корт?

Как достигнуть эффективности в общении с клиентом и понимании его проблем, как генерировать идеи и стать идеальным помощником...

Без вины виноватые: роль регистраторов в спорах об интеллектуальных правах

Часто определить адресата претензий или найти способ приостановить нарушение интеллектуальных прав в интернете – непростая задача для правообладателей....

7 шагов к успеху: как юридическим фирмам настроить маркетинг

Юридические фирмы часто принимают разнообразные маркетинговые решения, однако не всегда те или иные методы продаж работают на пользу...

Адвокаты-оппоненты: как не превратить чужую войну в свою

Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко – об адвокатах с оружием в руках и современных...

COVID непреодолимой силы

COVID-19 безмолвно останавливает экономику по всему миру. Кажется, что в такой ситуации участники товарных цепочек скажут друг другу:...

«Самые удачные расследования – те, о которых мало кто знает». Интервью о форензике в России

Форензик в России появился не так давно и, несмотря на свою эффективность, все еще не заработал достаточной популярности....

Госзакупки: что нужно учитывать, чтобы не попасть под статью

Главной формой экономического взаимодействия с участием государства является госзакупка. Эта сфера в настоящее время чрезвычайно востребована, особенно с...

Кто у кого: как доказать заимствование фирменного стиля?

Имитация или копирование фирменного стиля – это относительно легкий способ переманивания аудитории компании, которая уже зарекомендовала себя на...

Пираты, ломбарды, налоги: какие законы вступают в силу в октябре

Блокировка пиратских приложений, контроль за ломбардами и новые условия допуска иностранных товаров к закупкам – «Сфера» собрала самые...

Иск от доверителя: скользкие формулировки и спорные моменты

Иск или претензия от доверителя к адвокату – явная антиреклама для последнего. Защитники стараются избежать огласки, поэтому зачастую...

Ставка на аутсорсинг и урезанный бюджет: как изменится юридическая служба

Корпоративные юридические службы сегодня работают в реалиях законодательных изменений и стремления бизнеса сократить затраты на их департаменты. При...

Контрафакт на маркетплейсах: кто должен нести ответственность?

Потребителям нравится покупать товары на маркетплейсах как минимум потому, что не нужно вставать с дивана и тратить время...

Ямы на дорогах: как получить компенсацию за разбитый автомобиль?

Каждую весну автовладельцы и их машины проходят проверку на прочность — за зиму дорожное полотно изнашивается и на нем образовывается огромное количество ям. С приходом тепла число жалоб в Госавтоинспекцию увеличивается в несколько раз, а автосервисы считают прибыль. Можно ли возместить ущерб, если выбоина стала причиной аварийной ситуации или дефекта, разбиралась «Сфера».

Правило первое: зафиксируй

Первое, что должен сделать водитель, угодивший в яму — включить аварийку и выставить специальный знак остановки. Затем необходимо позвонить в ГИБДД. Пока сотрудники инспекции добираются к месту ЧП, не лишним будет его сфотографировать, а также заснять на камеру тормозной след и непосредственно повреждения. При съемке смартфоном или планшетом стоит включить определение местоположения, если возможности телефона это позволяют, или использовать приложение для оформления европротокола. Если неподалеку были свидетели, которые видели, как машина угодила в яму, стоит обменяться с ними контактными данными.

Прежде чем высказывать претензии в адрес дорожных служб, яму нужно измерить линейкой, метром или хотя бы визуально осмотреть. С 2019 года в России действует обновленный ГОСТ, регламентирующий допустимые размеры дорожных дефектов и временные рамки на устранение повреждений. Так, если выбоина имеет длину не более 15 см, глубину — не более 5 см, площадь — до 60 кв. сантиметров, получить компенсацию будет значительно сложнее.

По словам руководителя юридического департамента Нелли Зверевой, сотрудников ГИБДД можно не дождаться из-за высокой загруженности. Если автомобиль на ходу, лучше отправиться в ближайшее отделение для регистрации произошедшего ДТП самостоятельно.

«Нужно выяснить, кто отвечает за участок дороги, на котором произошла авария, за каким районом он закреплен, кто должен следить за состоянием дорожного полотна. В Госавтоинспекции составят все необходимые документы, в которых будут перечислены повреждения автомобиля, а потом гражданину стоит обратиться к эксперту либо в сервисную компанию, чтобы определить стоимость ущерба», — рекомендует Нелли Зверева.

В ГИБДД, как правило, имеются все эти данные, впрочем рядовому гражданину подобные сведения не предоставляются, поэтому искать виновника придется самостоятельно. Сделать это можно через местные власти или МЧС, отправив запрос, или поискать по базе закупок. Сложность может возникнуть в городах, где подрядные организации часто меняются и имеют неявные границы участков.

Следует быть предельно внимательным, подписывая какие-либо протоколы в Госавтоинспекции. Нередко сотрудники фиксируют виновника ДТП, которым называют водителя, приписывая ему несоблюдение скоростного режима или другое нарушение. Если вы твердо уверены в своей правоте, подписывать протокол не нужно.
По словам юристов, в целом вопрос взыскания компенсации довольно непростой и без помощи здесь не обойтись — последует большое количество бюрократических проволочек.

«После проведения экспертизы или получения заказ-наряда о стоимости ремонта, необходимо направить претензию в администрацию района и/или в организацию, отвечающую за состояние дорог. Самая большая проблема в том, что скорей всего вам откажут. При этом большинство людей смиряется со своей участью несения непредвиденных расходов, связанных с ремонтом авто и не идут в суд, а зря!», — подчеркивает Зверева.

Правило второе: правда на вашей стороне

Юристы единогласно отмечают, что в большинстве случаев отказ компенсировать ущерб необоснован, а правда на стороне пострадавшего гражданина. Впрочем, бывают и исключения. Оспаривать решение администрации об отказе не следует, если вы:

  • двигались с неразрешенной скоростью, из-за чего не успели среагировать;
  • яма имеет допустимый размер;
  • рядом стояли специальные знаки и ограждения;
  • был нарушен порядок действий при возникновении данного происшествия (нет протокола, например).

«Суммы на ремонт, экспертизу, диагностику транспортного средства в сервисе, а также юридические услуги обязаны возместить причинители вреда — администрация района или подрядная организация. Судебная практика по данным вопросам в большинстве своем положительная. Сложность может быть в случае спора о стоимости починки машины. Для разрешения данного вопроса назначается судебная экспертиза, на основании которой уже принимается решение», — резюмирует Нелли Зверева.

Некоторые сложности в вопросе взыскания компенсации отмечает и кандидат юридических наук, член экспертного совета Комитета Государственной думы, член Ассоциации юристов России Оксана Васильева.

«Если вместо ямы был, например, открытый люк, почти невозможно установить его владельца. Дорожная служба не будет нести ответственность, к ней должны будут привлекать владельца люка — Водоканал или частные компании. Порой люки могут не стоять на балансе ни одной организации, никак не числиться. Если коммунальщики выставили ограждения и предупредительные знаки, но их кто-то снес, установить виновного и привлечь его к ответственности тоже будет непросто», — предупреждает Оксана Васильева.

Правило третье: идти до конца

Не исключено, что виновник добровольно согласится возместить ущерб и обращения в суд не потребуется. Здесь важно грамотно составить досудебное требование.

В письме, которое пострадавший направит виновнику, необходимо указать требование возместить расходы и документы с их обоснованием (копия акта экспертизы). Письмо должно быть заказным с уведомлением о вручении, с описанием вложения, на копии требования должен быть поставлен штамп почты.

В текст нужно включить описание всех обстоятельств аварии, ссылки на законодательные акты, на основании которых выдвигается требование, обоснование суммы компенсации. Пострадавший также может указать срок для исполнения требования — желательно не менее семи дней.

Если через указанное время виновник не перечислил компенсацию, можно подавать иск в суд по месту нахождения ответчика. Алгоритм примерно одинаковый: описание ситуации, заверенные результаты экспертизы, требования истца. Помимо суммы для проведения ремонта или замены деталей, в иске можно указать расходы на эвакуацию до места ремонта и все дополнительные траты.

«Пробила два колеса еще весной 2018 года в Кировском районе Санкт-Петербурга. Суды шли около года: не могли разобраться, кому всё-таки тот участок дороги принадлежит. Итог: получила 120 тысяч рублей за два колеса и эвакуатор. Важно идти до конца. По своему опыту еще могу сказать, что грамотный юрист упростит процесс получения компенсации», — рассказала «Сфере» свою историю петербурженка Олеся Карамышева.

Основные статьи, на которые можно сослаться, при оформлении документов, требований и исков:

  1. Статья 12 закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
  2. Статья 1064 Гражданского Кодекса РФ, по которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Ответчик, причинивший вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
  3. Пункты 3.1.1. и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest