«Здесь живет должник»: как коллекторы нарушают права неплательщиков

В последние годы в России принимался ряд законодательных мер по уточнению прав и обязанностей коллекторов, чтобы урегулировать их...

Практические советы по составлению арбитражного соглашения

Невозможность передать спор заранее оговоренному арбитражному учреждению и рассмотрение его в государственном суде, который будет определяться по общему...

Как НКО сократить корпоративные риски? Пять принципов

Для эффективного функционирования некоммерческим организациям следует соблюдать пять основных принципов. Об этом в рамках ПМЮФ 9 ¾ сообщил...

12 шагов, которые помогут сделать юридический сайт эффективным

Покажи мне свой сайт, и я скажу тебе, кто ты – и насколько ты успешен. Возможно, именно так...

Признание торгов недействительными. Ничтожность или оспоримость?

Казалось бы, тема давно не актуальна: за многие годы все привыкли к тому, что при оспаривании торгов нужно...

Нотариат в «цифре» – гарант стабильности и транспарентности гражданского оборота

В современном мире решающим фактором успеха становится эффективное управление временем и информацией. Цифровизация проникла практически во все сферы...

«Уголовка» для лихачей и закон о QR-кодах: новости уходящей недели

Теперь любителям погонять на дорогах может грозить уголовное наказание, закон о QR-кодах не примут раньше февраля, а водители...

Цессия в контексте постановления Пленума ВС РФ

Долгое время практика применения норм об уступке опиралась на Информационное письмо ВАС РФ от 2007 года. В 2017...

Границы, статусы и возможности: как ФАС защищает участников рынка

Сегодня экспертное сообщество замерло в ожидании разъяснений от Верховного Суда РФ по антимонопольному законодательству. Одни из самых острых...

Новый год, новое счастье — законы, которые вступили в силу с 1 января 2020-го

Первое января — традиционная дата вступления в силу новых законов. С начала 2020 года нововведения коснулись пенсионеров, бизнес,...

Лицензия на приворот: почему не удается урегулировать деятельность «волшебников»

Хотела приворожить любимого, а лишилась всего имущества, да еще и в долги влезла. Этим часто завершаются истории про...

Без вины виноватые: роль регистраторов в спорах об интеллектуальных правах

Часто определить адресата претензий или найти способ приостановить нарушение интеллектуальных прав в интернете – непростая задача для правообладателей....

Эффективное продвижение юрфирмы: кто такие юрмаркетологи. Вебинар Legal Academy

Российский юридический рынок активно перестраивается. В том числе появляются новые профессии, одна из них — юрмаркетологи, специалисты по...

Клиент всему голова: как юридической фирме создать позитивный опыт для клиентов?

Юридический бизнес не ограничивается отличной профессиональной помощью. Как и в любой сфере услуг, его задача – сохранить клиентов,...

Изменение цен и фасттрек: что ждет фармрынок России

Западные санкции в отношении России повлияли на одно из главнейших прав человека, которое должно соблюдаться в обществе, —...

Цифровые инструменты для юриста: хайп или реальная угроза. Вебинар Legal Academy

Что такое Legal Tech и какие решения и технологии помогут облегчить работу юристов, — на эти и другие...

3 главных пути возмещения нотариусом вреда за причиненный вред клиенту

Нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу клиента. Однако эта норма трактуется по-разному,...

Думай как бизнесмен: 4 лайфхака, которые пригодятся каждому юристу

На стремительно развивающемся профессиональном рынке без бизнес-навыков не обойтись никому. «Сфера» изучила советы зарубежных специалистов и нашла самые...

«Работать не больше, а умнее»: интервью с Baker McKenzie о профессиональном выгорании юристов

Почти 90% юристов хотя бы раз сталкивались с профессиональным выгоранием, показывает опрос Baker McKenzie и Право.ру. Об основных...

Cуд вернул в карантин сбежавшую из Боткинской больницы пациентку

Суд полностью удовлетворил требование главного санитарного врача по Санкт-Петербургу. Исковое заявление рассматривалось Петроградским районным  судом Санкт-Петербурга в отношении...

Лизинг, обслуживание и страховка: как российский авиасектор переживет санкции

Из-за ситуации на Украине зарубежные компании потребовали от России расторгнуть договоры лизинга, а также досрочно вернуть самолеты и авиадвигатели. Для поддержки транспортного комплекса страны в условиях санкций Минтранс уже подготовил проект постановления по удержанию иностранных лайнеров в РФ, Правительственную комиссию по импортозамещению предлагают наделить полномочиями решать, возвращать или нет суда западным лессорам. «Сфера» разбиралась, возможно ли национализировать иностранные самолеты и что будет с авиасектором в условиях санкций и закрытого неба.

Sukhoi Superjet 100 vs Евросоюз

Новые самолеты и вертолеты зарубежного производства в Россию больше доставлять не будут. Из-за ситуации на Украине Евросоюз в конце февраля принял решение о полном запрете на поставки. Санкции коснулись и старых, уже использующихся лайнеров, – ЕС потребовал разорвать действующие контракты российских перевозчиков с лизингодателями. Отдельные производители, например, французская авиастроительная компания Airbus лишила россиян доступа к своей технической документации. Без запасных частей, обслуживания и техподдержки остались российские авиакомпании, осуществляющие перевозки на Boeing.

«Мы приостановили основную операционную деятельность в Москве и временно закрыли наш офис в Киеве. Мы также приостанавливаем поставки запасных частей, техническое обслуживание воздушных судов и услуги технической поддержки для российских авиакомпаний. Сейчас наш основной приоритет — обеспечение безопасности наших сотрудников в регионе», — сообщили в пресс-службе Boeing.

Необходимо отметить, что большая часть воздушного флота России состоит из европейских и американских лайнеров — это значит, что авиакомпании осуществляют перевозку пассажиров на самолетах, которыми не владеют. Так, по данным агентства Cirium, из 980 пассажирских лайнеров в лизинге находится 777. Под санкции не попадает лишь отечественный самолет Sukhoi Superjet 100 — в России их примерно 150. Это ближнемагистральный пассажирский лайнер, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на расстояние до 4600 км.

«Сухой» может осуществлять полеты за рубеж, по крайней мере в открытые для РФ страны. Остальные же перевозчики рискуют «нарваться» на экспроприацию Запада. Такая ситуация произошла 3 марта с лайнером S7, который не смог вернуться из аэропорта Еревана.

9 марта глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что производство российских самолетов расширят до 40 в год, а двигатели иностранного производства заменят отечественными. Мантуров поручил обеспечить их сертификацию в более короткий срок — соответствующие документы должны быть приняты в ближайшие 14 месяцев.

Предложение нарастить производство отечественных лайнеров выглядит настоящим спасением на фоне еще одной беспрецедентной меры Запада в отношении российского авиасектора. 10 марта всем авиакомпаниям мира приостановили страховое покрытие для полетов в Россию. Первой об этом сообщила казахстанская Air Astana. Пока перевозку пассажиров из России осуществляет лишь израильская El-Al, которой выдали специальный ордер на $2 млрд покрытия. Также летают самолеты из Турции. Пока.

Стратегическая задача

26 февраля в министерстве транспорта с участием Росавиации и представителей авиакомпаний состоялось экстренное совещание. От перевозчиков потребовали не отдавать самолеты до появления требований о возврате и пытаться договариваться с лизингодателями. России нужно было потянуть время, чтобы продумать дальнейшую стратегию. Уже 2 марта Минтранс принял решение: порядка 500 единиц лизинговых самолетов попадут под национализацию и будут использоваться на внутренних авиалиниях, что гарантирует бесперебойные гражданские авиаперевозки внутри страны.

Адвокат, руководитель практики «Разрешение споров» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Кирилл Понасюк полагает, что удержание самолетов на своей территории является для РФ «краеугольным камнем».

«При ответе на вопрос о законности удержания самолетов на территории России следует учитывать, что лизингополучателями выступают коммерческие организации, состоящие в отношениях с лизингодателями из других юрисдикций, большинство из которых ввели санкции в отношении нашей страны. Следовательно, чтобы действия отечественных организаций соответствовали закону, нужно сформировать нормативную базу для сохранения имущества на территории РФ, которая позволяет не исполнять обязательства по возврату имущества иностранных организаций даже после прекращения договорных отношений», — уверен Понасюк.

По словам адвоката, у чиновников достаточно времени, чтобы подготовить необходимую документацию. В условиях закрытого воздушного пространства западные самолеты не смогут покинуть территорию страны, то есть для своих непосредственных владельцев лайнеры практически недосягаемы.

Юрист практики «Разрешение споров» Григорий Волков считает, что недопущение возврата самолетов иностранным компаниям будет задачей практически стратегической. По мнению специалиста, ее невыполнение грозит созданием существенных препятствий в воздушном сообщении внутри государства и разорением крупнейших российских авиакомпаний.

«Относительно национализации можно допустить, что попытки ее проведения будут предприниматься. При этом следует учитывать ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которой национализация проводится на возмездной основе, то Российская Федерация обязана возместить собственнику стоимость имущества, а также другие убытки, причиненные национализацией», — отметил Волков в беседе со «Сферой».

Не исключено, что предложенную сумму иностранные организации посчитают несправедливо заниженной по сравнению с действительной стоимостью самолётов, и впоследствии будут оспаривать итоги национализации по проторенному пути известных дел с экспроприацией активов РФ, само собой, встретив препятствия на этапе исполнения судебных актов.

«При этом во внимание следует принимать необходимость обслуживания самолетов запчастями, поставка которых в Россию сейчас ограничена. Будет ли возможно заменить иностранные запчасти отечественным аналогами для осуществления безопасных полетов — вопрос, который останется открытым продолжительное время», – заключил эксперт.

По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова, имеющиеся в России иностранные самолеты смогут летать без техобслуживания в течение нескольких месяцев, а если прибегнуть к разборке на запчасти некоторых лайнеров, то срок эксплуатации можно увеличить до года.

Никто из экспертов не может четко сказать, есть ли у России потенциал для возрождения отечественного самолетостроения или же всем, кроме чиновников и военных, придется пересаживаться на наземный транспорт.

Источник изображения: pixabay.com

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest