Итоги года: главные изменения в законодательстве

Уходящий год запомнится рядом законодательных нововведений, которые могут значительно изменить как повседневную жизнь российских граждан, так и экономический...

Субсидиарная ответственность в кризис: что нужно менять?

На текущий момент к субсидиарной ответственности можно привлечь довольно широкий круг лиц – от генерального директора до топ-менеджеров...

Бег с препятствиями: как в России регулируется медицинский допуск к спорту

Почти четыре года процедура медицинского допуска к спортивным соревнованиям и физкультурным мероприятиям практически не менялась, вопреки ее пробелам...

Мантий меньше, дел больше: как изменится работа КС РФ, если будут приняты поправки в Основной закон

Глава государства предложил усилить роль Конституционного суда и дать ему возможность проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным собранием, до...

3 главных пути возмещения нотариусом вреда за причиненный вред клиенту

Нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу клиента. Однако эта норма трактуется по-разному,...

На ПМЮФ обсудили законопроект о защите розничного инвестора

18 мая во втором чтении Госдумой был принят законопроект о защите неквалифицированных инвесторов. Как повлияет принятие этого закона...

Строго-настрого: дисциплинарная ответственность клубов перед УЕФА

Спортивное право распространяется не только на действия клубов и команд, но и на болельщиков. Эксперт в области спортивного...

Внимание, розыск! Как найти своего идеального клиента?

Клиенты чем-то напоминают русскую рулетку. Одни выводят из себя и «убивают» своим поведением, а работа с другими приносит...

Изменение обстоятельств 2022: можно ли расторгнуть договор? Вебинар Legal Academy

2022 год ясно показал, что далеко не всегда в договорах можно предсказать обстоятельства, которые серьезно повлияют на возможность...

Почему законодательство в России не поспевает за цифровыми гигантами

Цифровая экономика развивается очень быстро. На рынке появились бесспорные лидеры, поэтому перед ведомствами антимонопольного контроля возникают новые задачи....

Заключение смарт-контрактов: способен ли нотариус снизить «цифровые риски»?

Высокий темп цифровизации общественных и экономических отношений требует своевременного обновления законодательной базы, а нормативное регулирование гражданского оборота непременно...

Неделимые участки и наследники-иностранцы: актуальные проблемы при нотариальном оформлении наследства в земельном праве

Зачастую при регистрации права собственности на особые категории земель и признании ранее возникших прав появляются спорные вопросы. Как...

Принцип buyer beware при оспаривании и защите прав на недвижимость

Первого января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 16.12.2019 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть...

Что такое кредитная история и можно ли ее исправить?

Представим ситуацию: вы уже давно присмотрели себе новенький телевизор. Дизайн, размер, диагональ экрана – все отлично, разве что...

Проблемные долги: подход, стратегии и инструменты «Сбербанка»

Кредитный дефолт способен напугать и должника, и банк. Однако находятся дебиторы, которые собирают команды, готовят бюджеты и изучают...

Служебные произведения и авторское вознаграждение: что нужно знать каждому работодателю

Ни один работодатель не застрахован от судебных споров с работником или третьими лицами, когда дело касается интеллектуальной собственности....

Защита по уголовному делу. Подготовительный этап. Вебинар Legal Academy

Один из секретов успешной защиты — правильная подготовка. Проигнорировать этот этап ведения дела нельзя. Риск привлечения клиента к...

Хранить и анализировать: как искусственный интеллект помогает юридическим фирмам?

Аналитика данных и искусственный интеллект на юридическом рынке сегодня не пользуются большим спросом, и совершенно напрасно. В этом...

Материальная оценка нематериальных активов и средств индивидуализации: особенности и подходы

В свое время товарный знак «Л’Этуаль» был заложен «Альфабанку» на сумму 50 миллионов евро. Подобных случаев, когда объекты...

«Реальность никогда не будет прежней»: на Пленарном заседании ПМЮФ обсудили влияние пандемии на право

В рамках Пленарного заседания Петербургского Международного Юридического Форума 9½ эксперты обсудили, как распространение пандемии отразилось на отечественном и...

Лизинг, обслуживание и страховка: как российский авиасектор переживет санкции

Из-за ситуации на Украине зарубежные компании потребовали от России расторгнуть договоры лизинга, а также досрочно вернуть самолеты и авиадвигатели. Для поддержки транспортного комплекса страны в условиях санкций Минтранс уже подготовил проект постановления по удержанию иностранных лайнеров в РФ, Правительственную комиссию по импортозамещению предлагают наделить полномочиями решать, возвращать или нет суда западным лессорам. «Сфера» разбиралась, возможно ли национализировать иностранные самолеты и что будет с авиасектором в условиях санкций и закрытого неба.

Sukhoi Superjet 100 vs Евросоюз

Новые самолеты и вертолеты зарубежного производства в Россию больше доставлять не будут. Из-за ситуации на Украине Евросоюз в конце февраля принял решение о полном запрете на поставки. Санкции коснулись и старых, уже использующихся лайнеров, – ЕС потребовал разорвать действующие контракты российских перевозчиков с лизингодателями. Отдельные производители, например, французская авиастроительная компания Airbus лишила россиян доступа к своей технической документации. Без запасных частей, обслуживания и техподдержки остались российские авиакомпании, осуществляющие перевозки на Boeing.

«Мы приостановили основную операционную деятельность в Москве и временно закрыли наш офис в Киеве. Мы также приостанавливаем поставки запасных частей, техническое обслуживание воздушных судов и услуги технической поддержки для российских авиакомпаний. Сейчас наш основной приоритет — обеспечение безопасности наших сотрудников в регионе», — сообщили в пресс-службе Boeing.

Необходимо отметить, что большая часть воздушного флота России состоит из европейских и американских лайнеров — это значит, что авиакомпании осуществляют перевозку пассажиров на самолетах, которыми не владеют. Так, по данным агентства Cirium, из 980 пассажирских лайнеров в лизинге находится 777. Под санкции не попадает лишь отечественный самолет Sukhoi Superjet 100 — в России их примерно 150. Это ближнемагистральный пассажирский лайнер, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на расстояние до 4600 км.

«Сухой» может осуществлять полеты за рубеж, по крайней мере в открытые для РФ страны. Остальные же перевозчики рискуют «нарваться» на экспроприацию Запада. Такая ситуация произошла 3 марта с лайнером S7, который не смог вернуться из аэропорта Еревана.

9 марта глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что производство российских самолетов расширят до 40 в год, а двигатели иностранного производства заменят отечественными. Мантуров поручил обеспечить их сертификацию в более короткий срок — соответствующие документы должны быть приняты в ближайшие 14 месяцев.

Предложение нарастить производство отечественных лайнеров выглядит настоящим спасением на фоне еще одной беспрецедентной меры Запада в отношении российского авиасектора. 10 марта всем авиакомпаниям мира приостановили страховое покрытие для полетов в Россию. Первой об этом сообщила казахстанская Air Astana. Пока перевозку пассажиров из России осуществляет лишь израильская El-Al, которой выдали специальный ордер на $2 млрд покрытия. Также летают самолеты из Турции. Пока.

Стратегическая задача

26 февраля в министерстве транспорта с участием Росавиации и представителей авиакомпаний состоялось экстренное совещание. От перевозчиков потребовали не отдавать самолеты до появления требований о возврате и пытаться договариваться с лизингодателями. России нужно было потянуть время, чтобы продумать дальнейшую стратегию. Уже 2 марта Минтранс принял решение: порядка 500 единиц лизинговых самолетов попадут под национализацию и будут использоваться на внутренних авиалиниях, что гарантирует бесперебойные гражданские авиаперевозки внутри страны.

Адвокат, руководитель практики «Разрешение споров» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Кирилл Понасюк полагает, что удержание самолетов на своей территории является для РФ «краеугольным камнем».

«При ответе на вопрос о законности удержания самолетов на территории России следует учитывать, что лизингополучателями выступают коммерческие организации, состоящие в отношениях с лизингодателями из других юрисдикций, большинство из которых ввели санкции в отношении нашей страны. Следовательно, чтобы действия отечественных организаций соответствовали закону, нужно сформировать нормативную базу для сохранения имущества на территории РФ, которая позволяет не исполнять обязательства по возврату имущества иностранных организаций даже после прекращения договорных отношений», — уверен Понасюк.

По словам адвоката, у чиновников достаточно времени, чтобы подготовить необходимую документацию. В условиях закрытого воздушного пространства западные самолеты не смогут покинуть территорию страны, то есть для своих непосредственных владельцев лайнеры практически недосягаемы.

Юрист практики «Разрешение споров» Григорий Волков считает, что недопущение возврата самолетов иностранным компаниям будет задачей практически стратегической. По мнению специалиста, ее невыполнение грозит созданием существенных препятствий в воздушном сообщении внутри государства и разорением крупнейших российских авиакомпаний.

«Относительно национализации можно допустить, что попытки ее проведения будут предприниматься. При этом следует учитывать ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которой национализация проводится на возмездной основе, то Российская Федерация обязана возместить собственнику стоимость имущества, а также другие убытки, причиненные национализацией», — отметил Волков в беседе со «Сферой».

Не исключено, что предложенную сумму иностранные организации посчитают несправедливо заниженной по сравнению с действительной стоимостью самолётов, и впоследствии будут оспаривать итоги национализации по проторенному пути известных дел с экспроприацией активов РФ, само собой, встретив препятствия на этапе исполнения судебных актов.

«При этом во внимание следует принимать необходимость обслуживания самолетов запчастями, поставка которых в Россию сейчас ограничена. Будет ли возможно заменить иностранные запчасти отечественным аналогами для осуществления безопасных полетов — вопрос, который останется открытым продолжительное время», – заключил эксперт.

По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова, имеющиеся в России иностранные самолеты смогут летать без техобслуживания в течение нескольких месяцев, а если прибегнуть к разборке на запчасти некоторых лайнеров, то срок эксплуатации можно увеличить до года.

Никто из экспертов не может четко сказать, есть ли у России потенциал для возрождения отечественного самолетостроения или же всем, кроме чиновников и военных, придется пересаживаться на наземный транспорт.

Источник изображения: pixabay.com

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest