Национализация: возврат в прошлое или эффективная мера?

Многие на постсоветском пространстве воспринимают национализацию как пережиток прошлого, а наличие частной собственности у предпринимателей является ярким свидетельством...

Как развестись, если есть несовершеннолетние дети?

В России год от года растет количество разводов. На расторжение брака решаются не только молодые семьи, но и...

«Мы можем проиграть как общество и цивилизация»: антимонопольное регулирование в условиях пандемии

Как антимонопольное регулирование должно трансформироваться в эпоху пандемии? С какими новыми вызовами приходится сталкиваться антимонопольным ведомствам и какие...

Правовые основы креативного предпринимательства. Вебинар Legal Academy.

2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики, и Россия не осталась в стороне, поддержав эти тенденции законодательно....

Закрытие судов, бюджет и Конституция: главные новости уходящей недели

Закрытие столичных судов, принятие законопроектов для реализации поправок к Конституции, федеральный бюджет на 2021 год и другие новости...

Борьба с TikTok и регулирование языка: главные новости уходящей недели

Меры против TikTok в США, создание комиссии по русскому языку при Правительстве РФ, поправки в КоАП и другие...

Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Классика дачных споров

Весна для российского дачника означает начало нового сезона. Для юриста — новый виток дел, касающихся дачных конфликтов. Присвоение...

Госорганы-блогеры и контроль pro bono: какие законы вступают в силу в декабре

Усиление защиты прав осужденных подростков. Приемные и родные дети смогут ходить в одну школу. Новый закон об иноагентах...

Без России никак. Почему глобальный энергопереход невозможен без участия РФ?

Энергетический переход — один из наиболее важных компонентов в борьбе с изменением климата. Практически 200 государств подписали Парижское...

Бизнес в Арктике и новое ОСАГО: какие законы вступают в силу в августе

Новые участки «дальневосточного гектара», арктические налоговые льготы, более гибкая система страхования ОСАГО и другие законодательные нововведения августа –...

Сфера обслуживания: на что на самом деле имеет и не имеет право школа?

Можно ли отчислить хулигана, третирующего весь класс? А отобрать телефон «до звонка» или выгнать из класса за плохое...

12 шагов, которые помогут сделать юридический сайт эффективным

Покажи мне свой сайт, и я скажу тебе, кто ты – и насколько ты успешен. Возможно, именно так...

Что такое оферта простыми словами

Для того чтобы между двумя (или несколькими) лицами возникли договорные отношения, кто-то из них должен проявить инициативу и...

7 правовых инструментов, которые бизнесу нужно знать для защиты данных

С кибератаками сегодня может столкнуться любая организация. Бывшие работники, вирусы, конкурентная разведка, даже простая беспечность способны привести компанию...

Из юриста в подзащитного: как избежать обвинений в экономическом преступлении

Еще недавно уголовные дела в отношении юристов за оказанные услуги были всего лишь «страшилками» – теперь же это...

Просветительство, мировые судьи, банковские тайны: главные новости уходящей недели

Бессрочные полномочия мировых судей, представительства иностранных IT-компаний в России, снижение штрафов по региональным КоАП – в еженедельном дайджесте...

Стейкейшн: как не превратить отпуск в России в испытание

Путешествия по России за последние годы стали наиболее популярным направлением у жителей страны. Коронавирусные ограничения, закрытые границы и...

7 шагов к успеху: как юридическим фирмам настроить маркетинг

Юридические фирмы часто принимают разнообразные маркетинговые решения, однако не всегда те или иные методы продаж работают на пользу...

«Важнее презренного металла»: эксперты о современном институте возмещения морального вреда

Нужно ли менять нормы о компенсации морального вреда, какие формулировки законодателя давно стоит изменить и как сегодня формируется...

«И друга приводите»: как работают финансовые пирамиды в России

Центробанк оценил потери россиян от участия в финансовых пирамидах в 10-12 миллиардов рублей в год. На крючок мошенников...

Лизинг, обслуживание и страховка: как российский авиасектор переживет санкции

Из-за ситуации на Украине зарубежные компании потребовали от России расторгнуть договоры лизинга, а также досрочно вернуть самолеты и авиадвигатели. Для поддержки транспортного комплекса страны в условиях санкций Минтранс уже подготовил проект постановления по удержанию иностранных лайнеров в РФ, Правительственную комиссию по импортозамещению предлагают наделить полномочиями решать, возвращать или нет суда западным лессорам. «Сфера» разбиралась, возможно ли национализировать иностранные самолеты и что будет с авиасектором в условиях санкций и закрытого неба.

Sukhoi Superjet 100 vs Евросоюз

Новые самолеты и вертолеты зарубежного производства в Россию больше доставлять не будут. Из-за ситуации на Украине Евросоюз в конце февраля принял решение о полном запрете на поставки. Санкции коснулись и старых, уже использующихся лайнеров, – ЕС потребовал разорвать действующие контракты российских перевозчиков с лизингодателями. Отдельные производители, например, французская авиастроительная компания Airbus лишила россиян доступа к своей технической документации. Без запасных частей, обслуживания и техподдержки остались российские авиакомпании, осуществляющие перевозки на Boeing.

«Мы приостановили основную операционную деятельность в Москве и временно закрыли наш офис в Киеве. Мы также приостанавливаем поставки запасных частей, техническое обслуживание воздушных судов и услуги технической поддержки для российских авиакомпаний. Сейчас наш основной приоритет — обеспечение безопасности наших сотрудников в регионе», — сообщили в пресс-службе Boeing.

Необходимо отметить, что большая часть воздушного флота России состоит из европейских и американских лайнеров — это значит, что авиакомпании осуществляют перевозку пассажиров на самолетах, которыми не владеют. Так, по данным агентства Cirium, из 980 пассажирских лайнеров в лизинге находится 777. Под санкции не попадает лишь отечественный самолет Sukhoi Superjet 100 — в России их примерно 150. Это ближнемагистральный пассажирский лайнер, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на расстояние до 4600 км.

«Сухой» может осуществлять полеты за рубеж, по крайней мере в открытые для РФ страны. Остальные же перевозчики рискуют «нарваться» на экспроприацию Запада. Такая ситуация произошла 3 марта с лайнером S7, который не смог вернуться из аэропорта Еревана.

9 марта глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что производство российских самолетов расширят до 40 в год, а двигатели иностранного производства заменят отечественными. Мантуров поручил обеспечить их сертификацию в более короткий срок — соответствующие документы должны быть приняты в ближайшие 14 месяцев.

Предложение нарастить производство отечественных лайнеров выглядит настоящим спасением на фоне еще одной беспрецедентной меры Запада в отношении российского авиасектора. 10 марта всем авиакомпаниям мира приостановили страховое покрытие для полетов в Россию. Первой об этом сообщила казахстанская Air Astana. Пока перевозку пассажиров из России осуществляет лишь израильская El-Al, которой выдали специальный ордер на $2 млрд покрытия. Также летают самолеты из Турции. Пока.

Стратегическая задача

26 февраля в министерстве транспорта с участием Росавиации и представителей авиакомпаний состоялось экстренное совещание. От перевозчиков потребовали не отдавать самолеты до появления требований о возврате и пытаться договариваться с лизингодателями. России нужно было потянуть время, чтобы продумать дальнейшую стратегию. Уже 2 марта Минтранс принял решение: порядка 500 единиц лизинговых самолетов попадут под национализацию и будут использоваться на внутренних авиалиниях, что гарантирует бесперебойные гражданские авиаперевозки внутри страны.

Адвокат, руководитель практики «Разрешение споров» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Кирилл Понасюк полагает, что удержание самолетов на своей территории является для РФ «краеугольным камнем».

«При ответе на вопрос о законности удержания самолетов на территории России следует учитывать, что лизингополучателями выступают коммерческие организации, состоящие в отношениях с лизингодателями из других юрисдикций, большинство из которых ввели санкции в отношении нашей страны. Следовательно, чтобы действия отечественных организаций соответствовали закону, нужно сформировать нормативную базу для сохранения имущества на территории РФ, которая позволяет не исполнять обязательства по возврату имущества иностранных организаций даже после прекращения договорных отношений», — уверен Понасюк.

По словам адвоката, у чиновников достаточно времени, чтобы подготовить необходимую документацию. В условиях закрытого воздушного пространства западные самолеты не смогут покинуть территорию страны, то есть для своих непосредственных владельцев лайнеры практически недосягаемы.

Юрист практики «Разрешение споров» Григорий Волков считает, что недопущение возврата самолетов иностранным компаниям будет задачей практически стратегической. По мнению специалиста, ее невыполнение грозит созданием существенных препятствий в воздушном сообщении внутри государства и разорением крупнейших российских авиакомпаний.

«Относительно национализации можно допустить, что попытки ее проведения будут предприниматься. При этом следует учитывать ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которой национализация проводится на возмездной основе, то Российская Федерация обязана возместить собственнику стоимость имущества, а также другие убытки, причиненные национализацией», — отметил Волков в беседе со «Сферой».

Не исключено, что предложенную сумму иностранные организации посчитают несправедливо заниженной по сравнению с действительной стоимостью самолётов, и впоследствии будут оспаривать итоги национализации по проторенному пути известных дел с экспроприацией активов РФ, само собой, встретив препятствия на этапе исполнения судебных актов.

«При этом во внимание следует принимать необходимость обслуживания самолетов запчастями, поставка которых в Россию сейчас ограничена. Будет ли возможно заменить иностранные запчасти отечественным аналогами для осуществления безопасных полетов — вопрос, который останется открытым продолжительное время», – заключил эксперт.

По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова, имеющиеся в России иностранные самолеты смогут летать без техобслуживания в течение нескольких месяцев, а если прибегнуть к разборке на запчасти некоторых лайнеров, то срок эксплуатации можно увеличить до года.

Никто из экспертов не может четко сказать, есть ли у России потенциал для возрождения отечественного самолетостроения или же всем, кроме чиновников и военных, придется пересаживаться на наземный транспорт.

Источник изображения: pixabay.com

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest