В библиотеке Академии.ФПА пополнение – 40 новых лекций

В новой подборке преподаватели проекта расскажут о свежей судебной практике по трудовым спорам, разберут проблемы страхования и неустоек...

Спасти и сохранить: как и для чего следует создать безбумажный офис?

Определение «Безбумажный офис» звучит как новый тренд сторонников экологичного образа жизни. И хотя этот способ ведения дел действительно...

«Мы можем проиграть как общество и цивилизация»: антимонопольное регулирование в условиях пандемии

Как антимонопольное регулирование должно трансформироваться в эпоху пандемии? С какими новыми вызовами приходится сталкиваться антимонопольным ведомствам и какие...

Как юристам преодолеть стеклянный потолок? Лайфхаки от экспертов

Один из видов карьерных кризисов – стеклянный потолок. Это понимание специалиста, что больше развиваться некуда. Как определить, что...

Судьба обеспечительного платежа при замещении активов

Юрист Capital Legal Services Роман Фридлендер рассматривает преимущества процедуры замещения активов на примере из судебной практики. Фраза о...

Чувство этики: зачем юристам прислушиваться к эмоциям

Мы привыкли, что чувства и эмоции могут помешать нашей работе, однако американский юрист Ронда Муир готова поспорить с...

Выходим с низкой базы: компании в России готовы заключать больше сделок M&A

Рынок слияний и поглощений уверовал в стабильность, кадры и технологии. За несколько месяцев 2019 года российские компании, наконец,...

7 шагов к успеху: как юридическим фирмам настроить маркетинг

Юридические фирмы часто принимают разнообразные маркетинговые решения, однако не всегда те или иные методы продаж работают на пользу...

33 трактовки: как закон понимает внешний вид

Есть старый анекдот про русских, которые, видя за границей надпись «No smoking», недоумевают, почему везде запрещается ходить в...

Штраф на 2 млрд и споры о белке: главные новости уходящей недели

ФАС оштрафовала Google на 2 млрд рублей. Производитель вакцины против ковида подал в суд на поставщика сырья. Директоров...

3 главных пути возмещения нотариусом вреда за причиненный вред клиенту

Нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу клиента. Однако эта норма трактуется по-разному,...

Юридические клиники при вузах: как это работает

В ведущих университетах Москвы и Петербурга не первый год функционируют юридические клиники: студенты под руководством преподавателей бесплатно консультируют...

Кэпы, почасовка, авансы: о «работающих» и «неработающих» вариантах оплаты юридических услуг в России

Еще несколько лет назад почасовая оплата и другие альтернативные виды оплаты юридических услуг вызывали у многих непонимание –...

«Ребенок из пробирки»: правовые аспекты суррогатного материнства

Развитие и применение вспомогательных репродуктивных технологий породило ряд правовых конфликтов – от отказа суррогатной матери передать ребенка до...

«Гарри Поттер и составы преступлений»: разбираем новогодние фильмы по УК РФ

Пора посмотреть на новогоднюю киноклассику под другим углом – через призму уголовного закона. Какие преступления лежат в основе...

На пленарном заседании ECUMENE-2022 обсудили подходы к глобальному устойчивому развитию

Климатические изменения, глобальная пандемия, экономический кризис – в последние годы эти вопросы наиболее остро встали перед всей мировой...

Просто о договоре цессии: виды, подводные камни и возможности

За последние годы количество займов и долгов у граждан и организаций возросло в разы, а потому долг сам...

Кто здесь главный: нужно ли закреплять приоритет Конституции над международными договорами

Депутаты Госдумы в первом чтении единогласно приняли поправки к Конституции, второе чтение ожидается совсем скоро. Проект, в частности,...

Юристы без работы и бизнес без плановых проверок: главные новости уходящей недели

Юристы на карантине, возможный отказ от плановых проверок бизнеса, перевод «дадинской» статьи из УК в КоАП и другие...

Профилактика, гуманизация и экстремизм: главные новости уходящей недели

Отмена для несырьевого неэнергетического экспорта репатриации валютной выручки, гуманизация уголовного наказания для врачей, создание системы слежки за преступниками...

Лизинг, обслуживание и страховка: как российский авиасектор переживет санкции

Из-за ситуации на Украине зарубежные компании потребовали от России расторгнуть договоры лизинга, а также досрочно вернуть самолеты и авиадвигатели. Для поддержки транспортного комплекса страны в условиях санкций Минтранс уже подготовил проект постановления по удержанию иностранных лайнеров в РФ, Правительственную комиссию по импортозамещению предлагают наделить полномочиями решать, возвращать или нет суда западным лессорам. «Сфера» разбиралась, возможно ли национализировать иностранные самолеты и что будет с авиасектором в условиях санкций и закрытого неба.

Sukhoi Superjet 100 vs Евросоюз

Новые самолеты и вертолеты зарубежного производства в Россию больше доставлять не будут. Из-за ситуации на Украине Евросоюз в конце февраля принял решение о полном запрете на поставки. Санкции коснулись и старых, уже использующихся лайнеров, – ЕС потребовал разорвать действующие контракты российских перевозчиков с лизингодателями. Отдельные производители, например, французская авиастроительная компания Airbus лишила россиян доступа к своей технической документации. Без запасных частей, обслуживания и техподдержки остались российские авиакомпании, осуществляющие перевозки на Boeing.

«Мы приостановили основную операционную деятельность в Москве и временно закрыли наш офис в Киеве. Мы также приостанавливаем поставки запасных частей, техническое обслуживание воздушных судов и услуги технической поддержки для российских авиакомпаний. Сейчас наш основной приоритет — обеспечение безопасности наших сотрудников в регионе», — сообщили в пресс-службе Boeing.

Необходимо отметить, что большая часть воздушного флота России состоит из европейских и американских лайнеров — это значит, что авиакомпании осуществляют перевозку пассажиров на самолетах, которыми не владеют. Так, по данным агентства Cirium, из 980 пассажирских лайнеров в лизинге находится 777. Под санкции не попадает лишь отечественный самолет Sukhoi Superjet 100 — в России их примерно 150. Это ближнемагистральный пассажирский лайнер, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на расстояние до 4600 км.

«Сухой» может осуществлять полеты за рубеж, по крайней мере в открытые для РФ страны. Остальные же перевозчики рискуют «нарваться» на экспроприацию Запада. Такая ситуация произошла 3 марта с лайнером S7, который не смог вернуться из аэропорта Еревана.

9 марта глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что производство российских самолетов расширят до 40 в год, а двигатели иностранного производства заменят отечественными. Мантуров поручил обеспечить их сертификацию в более короткий срок — соответствующие документы должны быть приняты в ближайшие 14 месяцев.

Предложение нарастить производство отечественных лайнеров выглядит настоящим спасением на фоне еще одной беспрецедентной меры Запада в отношении российского авиасектора. 10 марта всем авиакомпаниям мира приостановили страховое покрытие для полетов в Россию. Первой об этом сообщила казахстанская Air Astana. Пока перевозку пассажиров из России осуществляет лишь израильская El-Al, которой выдали специальный ордер на $2 млрд покрытия. Также летают самолеты из Турции. Пока.

Стратегическая задача

26 февраля в министерстве транспорта с участием Росавиации и представителей авиакомпаний состоялось экстренное совещание. От перевозчиков потребовали не отдавать самолеты до появления требований о возврате и пытаться договариваться с лизингодателями. России нужно было потянуть время, чтобы продумать дальнейшую стратегию. Уже 2 марта Минтранс принял решение: порядка 500 единиц лизинговых самолетов попадут под национализацию и будут использоваться на внутренних авиалиниях, что гарантирует бесперебойные гражданские авиаперевозки внутри страны.

Адвокат, руководитель практики «Разрешение споров» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Кирилл Понасюк полагает, что удержание самолетов на своей территории является для РФ «краеугольным камнем».

«При ответе на вопрос о законности удержания самолетов на территории России следует учитывать, что лизингополучателями выступают коммерческие организации, состоящие в отношениях с лизингодателями из других юрисдикций, большинство из которых ввели санкции в отношении нашей страны. Следовательно, чтобы действия отечественных организаций соответствовали закону, нужно сформировать нормативную базу для сохранения имущества на территории РФ, которая позволяет не исполнять обязательства по возврату имущества иностранных организаций даже после прекращения договорных отношений», — уверен Понасюк.

По словам адвоката, у чиновников достаточно времени, чтобы подготовить необходимую документацию. В условиях закрытого воздушного пространства западные самолеты не смогут покинуть территорию страны, то есть для своих непосредственных владельцев лайнеры практически недосягаемы.

Юрист практики «Разрешение споров» Григорий Волков считает, что недопущение возврата самолетов иностранным компаниям будет задачей практически стратегической. По мнению специалиста, ее невыполнение грозит созданием существенных препятствий в воздушном сообщении внутри государства и разорением крупнейших российских авиакомпаний.

«Относительно национализации можно допустить, что попытки ее проведения будут предприниматься. При этом следует учитывать ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которой национализация проводится на возмездной основе, то Российская Федерация обязана возместить собственнику стоимость имущества, а также другие убытки, причиненные национализацией», — отметил Волков в беседе со «Сферой».

Не исключено, что предложенную сумму иностранные организации посчитают несправедливо заниженной по сравнению с действительной стоимостью самолётов, и впоследствии будут оспаривать итоги национализации по проторенному пути известных дел с экспроприацией активов РФ, само собой, встретив препятствия на этапе исполнения судебных актов.

«При этом во внимание следует принимать необходимость обслуживания самолетов запчастями, поставка которых в Россию сейчас ограничена. Будет ли возможно заменить иностранные запчасти отечественным аналогами для осуществления безопасных полетов — вопрос, который останется открытым продолжительное время», – заключил эксперт.

По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова, имеющиеся в России иностранные самолеты смогут летать без техобслуживания в течение нескольких месяцев, а если прибегнуть к разборке на запчасти некоторых лайнеров, то срок эксплуатации можно увеличить до года.

Никто из экспертов не может четко сказать, есть ли у России потенциал для возрождения отечественного самолетостроения или же всем, кроме чиновников и военных, придется пересаживаться на наземный транспорт.

Источник изображения: pixabay.com

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest