Пробелы режима самозанятости в РФ

Самозанятость — этот новый и один из самых популярных налоговых режимом сейчас у всех на слуху. В том...

Разве это Том Ям? Когда закон находится на стороне посетителя ресторана

Представьте ситуацию: вечером в субботу вы забронировали столик в недавно открывшемся модном ресторане. Меню нареканий не вызывает, интерьер...

Карта переходов: как прокурору перейти в адвокатуру, а защитнику устроиться нотариусом

В юриспруденции порыв кардинально сменить направление своей карьеры упирается не только в компетенции, но и зачастую в жесткие...

«Здесь живет должник»: как коллекторы нарушают права неплательщиков

В последние годы в России принимался ряд законодательных мер по уточнению прав и обязанностей коллекторов, чтобы урегулировать их...

Если ваши личные данные украли…

В последнее время по стране прокатилась волна скандалов, связанных с утечкой персональных данных. Вопрос неправомерной утечки персональных данных...

Ящик Пандоры: последствия усиленного контроля граждан в период пандемии

Пандемия коронавируса привела к введению ограничительных мер по всему миру – от специальных приложений, QR-кодов, цифровых пропусков к...

Тайное и явное: как защитить информацию в сделках M&A

Важным этапом сделок M&A становится заключение non-disclosure agreement (NDA), или договора о неразглашении информации о компании, которую одна...

Выходим с низкой базы: компании в России готовы заключать больше сделок M&A

Рынок слияний и поглощений уверовал в стабильность, кадры и технологии. За несколько месяцев 2019 года российские компании, наконец,...

Правовой ликбез: кредитный договор (договор займа)

После реформирования Гражданского кодекса РФ произошли изменения в процедуре выдачи и возврата кредита (займа). Впрочем, неповоротливый механизм воздействия...

Правовой ликбез: принципы уголовного права

Нормы и принципы уголовного права предопределяют дух закона и демонстрируют его руководящие идеи. Подробнее о том, как они...

Инвестиционный арбитраж: встречные иски государств к иностранным инвесторам. Дорога в одну сторону?

«Вечный ответчик» – именно такую роль традиционно отводят государствам в делах международного инвестиционного арбитража. По этой причине относительно...

Эксперимент по электронному кадровому документообороту

5 мая 2020 вступил в силу закон, устанавливающий порядок проведения эксперимента по использованию отдельными работодателями и работниками документов,...

Охрана объектов интеллектуальной собственности в кризисный период. Вебинар Legal Academy

Правовое регулирование интеллектуальной собственности за последнее время успело столкнуться с новыми вызовами. Это и решения о приостановке предоставления...

Адвокаты-оппоненты: как не превратить чужую войну в свою

Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко – об адвокатах с оружием в руках и современных...

Цифровые инструменты для юриста: хайп или реальная угроза. Вебинар Legal Academy

Что такое Legal Tech и какие решения и технологии помогут облегчить работу юристов, — на эти и другие...

3 главных пути возмещения нотариусом вреда за причиненный вред клиенту

Нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу клиента. Однако эта норма трактуется по-разному,...

Верховный Суд расставил точки над COVID-19

Можно ли считать пандемию форс-мажором? Как привлекать к уголовной и административной ответственности за фейки о коронавирусе? Являются ли...

Обзор важных определений ВС РФ по частному праву, опубликованных с 14.02.2020 по 24.02.2020

Верховный Суд РФ сформулировал несколько важных правовых позиций в области частного права. Может ли застройщик определять срок передачи...

Аннулирование патента: неестественное право

Представьте себе, уважаемый читатель, что вы – обладатель патента или адвокат патентообладателя. Ответ на вопрос о том, можете...

Закон о социальных сетях в России: ужесточение или необходимость?

Российский интернет уже давно оброс значительным количеством ограничений и регуляторных мер со стороны законодателя. С принятием поправок в...

Лизинг, обслуживание и страховка: как российский авиасектор переживет санкции

Из-за ситуации на Украине зарубежные компании потребовали от России расторгнуть договоры лизинга, а также досрочно вернуть самолеты и авиадвигатели. Для поддержки транспортного комплекса страны в условиях санкций Минтранс уже подготовил проект постановления по удержанию иностранных лайнеров в РФ, Правительственную комиссию по импортозамещению предлагают наделить полномочиями решать, возвращать или нет суда западным лессорам. «Сфера» разбиралась, возможно ли национализировать иностранные самолеты и что будет с авиасектором в условиях санкций и закрытого неба.

Sukhoi Superjet 100 vs Евросоюз

Новые самолеты и вертолеты зарубежного производства в Россию больше доставлять не будут. Из-за ситуации на Украине Евросоюз в конце февраля принял решение о полном запрете на поставки. Санкции коснулись и старых, уже использующихся лайнеров, – ЕС потребовал разорвать действующие контракты российских перевозчиков с лизингодателями. Отдельные производители, например, французская авиастроительная компания Airbus лишила россиян доступа к своей технической документации. Без запасных частей, обслуживания и техподдержки остались российские авиакомпании, осуществляющие перевозки на Boeing.

«Мы приостановили основную операционную деятельность в Москве и временно закрыли наш офис в Киеве. Мы также приостанавливаем поставки запасных частей, техническое обслуживание воздушных судов и услуги технической поддержки для российских авиакомпаний. Сейчас наш основной приоритет — обеспечение безопасности наших сотрудников в регионе», — сообщили в пресс-службе Boeing.

Необходимо отметить, что большая часть воздушного флота России состоит из европейских и американских лайнеров — это значит, что авиакомпании осуществляют перевозку пассажиров на самолетах, которыми не владеют. Так, по данным агентства Cirium, из 980 пассажирских лайнеров в лизинге находится 777. Под санкции не попадает лишь отечественный самолет Sukhoi Superjet 100 — в России их примерно 150. Это ближнемагистральный пассажирский лайнер, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на расстояние до 4600 км.

«Сухой» может осуществлять полеты за рубеж, по крайней мере в открытые для РФ страны. Остальные же перевозчики рискуют «нарваться» на экспроприацию Запада. Такая ситуация произошла 3 марта с лайнером S7, который не смог вернуться из аэропорта Еревана.

9 марта глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что производство российских самолетов расширят до 40 в год, а двигатели иностранного производства заменят отечественными. Мантуров поручил обеспечить их сертификацию в более короткий срок — соответствующие документы должны быть приняты в ближайшие 14 месяцев.

Предложение нарастить производство отечественных лайнеров выглядит настоящим спасением на фоне еще одной беспрецедентной меры Запада в отношении российского авиасектора. 10 марта всем авиакомпаниям мира приостановили страховое покрытие для полетов в Россию. Первой об этом сообщила казахстанская Air Astana. Пока перевозку пассажиров из России осуществляет лишь израильская El-Al, которой выдали специальный ордер на $2 млрд покрытия. Также летают самолеты из Турции. Пока.

Стратегическая задача

26 февраля в министерстве транспорта с участием Росавиации и представителей авиакомпаний состоялось экстренное совещание. От перевозчиков потребовали не отдавать самолеты до появления требований о возврате и пытаться договариваться с лизингодателями. России нужно было потянуть время, чтобы продумать дальнейшую стратегию. Уже 2 марта Минтранс принял решение: порядка 500 единиц лизинговых самолетов попадут под национализацию и будут использоваться на внутренних авиалиниях, что гарантирует бесперебойные гражданские авиаперевозки внутри страны.

Адвокат, руководитель практики «Разрешение споров» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Кирилл Понасюк полагает, что удержание самолетов на своей территории является для РФ «краеугольным камнем».

«При ответе на вопрос о законности удержания самолетов на территории России следует учитывать, что лизингополучателями выступают коммерческие организации, состоящие в отношениях с лизингодателями из других юрисдикций, большинство из которых ввели санкции в отношении нашей страны. Следовательно, чтобы действия отечественных организаций соответствовали закону, нужно сформировать нормативную базу для сохранения имущества на территории РФ, которая позволяет не исполнять обязательства по возврату имущества иностранных организаций даже после прекращения договорных отношений», — уверен Понасюк.

По словам адвоката, у чиновников достаточно времени, чтобы подготовить необходимую документацию. В условиях закрытого воздушного пространства западные самолеты не смогут покинуть территорию страны, то есть для своих непосредственных владельцев лайнеры практически недосягаемы.

Юрист практики «Разрешение споров» Григорий Волков считает, что недопущение возврата самолетов иностранным компаниям будет задачей практически стратегической. По мнению специалиста, ее невыполнение грозит созданием существенных препятствий в воздушном сообщении внутри государства и разорением крупнейших российских авиакомпаний.

«Относительно национализации можно допустить, что попытки ее проведения будут предприниматься. При этом следует учитывать ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которой национализация проводится на возмездной основе, то Российская Федерация обязана возместить собственнику стоимость имущества, а также другие убытки, причиненные национализацией», — отметил Волков в беседе со «Сферой».

Не исключено, что предложенную сумму иностранные организации посчитают несправедливо заниженной по сравнению с действительной стоимостью самолётов, и впоследствии будут оспаривать итоги национализации по проторенному пути известных дел с экспроприацией активов РФ, само собой, встретив препятствия на этапе исполнения судебных актов.

«При этом во внимание следует принимать необходимость обслуживания самолетов запчастями, поставка которых в Россию сейчас ограничена. Будет ли возможно заменить иностранные запчасти отечественным аналогами для осуществления безопасных полетов — вопрос, который останется открытым продолжительное время», – заключил эксперт.

По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова, имеющиеся в России иностранные самолеты смогут летать без техобслуживания в течение нескольких месяцев, а если прибегнуть к разборке на запчасти некоторых лайнеров, то срок эксплуатации можно увеличить до года.

Никто из экспертов не может четко сказать, есть ли у России потенциал для возрождения отечественного самолетостроения или же всем, кроме чиновников и военных, придется пересаживаться на наземный транспорт.

Источник изображения: pixabay.com

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest