Нехорошая квартира: тонкости покупки банкротной недвижимости

Все любят хорошую скидку, особенно на дорогостоящие вещи, такие как автомобиль или недвижимость. Банкротную квартиру можно выкупить на...

Адвокаты из недружественных стран и миллиарды на Байкал: главные новости уходящей недели

Закон о налоговых льготах для IT-компаниям планируют принять к лету, адвокатам из недружественных стран могут запретить работать в...

Тенденция на «субсидиарку»: как решаются банкротные споры в последние несколько лет

Начиная с 2018 года, процент удовлетворенных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц довольно большой. Такая...

«Дьявол кроется в процессуальных деталях». Новые вызовы в отечественном исполнительном производстве

За 2019 год в России из 103 миллионов исполнительных производств фактическим исполнением завершилось чуть больше 30%. Данная статистика...

Иск от доверителя: скользкие формулировки и спорные моменты

Иск или претензия от доверителя к адвокату – явная антиреклама для последнего. Защитники стараются избежать огласки, поэтому зачастую...

Неблагородные разбойники или Как защитить интеллектуальную собственность от «коллективизации»

LF Академия, являясь правообладателем, задумалась о защите своих авторских прав, когда созданные долгим трудом образовательные онлайн-курсы начали «утекать»...

Проблемные долги: подход, стратегии и инструменты «Сбербанка»

Кредитный дефолт способен напугать и должника, и банк. Однако находятся дебиторы, которые собирают команды, готовят бюджеты и изучают...

Держаться на плаву: как государство помогает бизнесу во время пандемии

Распространяющийся по миру новый коронавирус поражает не только человеческое здоровье и иммунитет, но и «финансовое здоровье» большинства компаний...

Карантин vs корпоративное управление: кто кого?

Пандемия внесла и продолжает вносить серьезные изменения в бизнес-процессы по всему миру. Регуляторы во всех странах стремятся создать...

Осложнено иностранным элементом: как решать споры о трансграничном банкротстве

Международные трансграничные споры сегодня вызывают немало вопросов и являются предметом дискуссий, поскольку многие юристы затрудняются с уверенностью сказать,...

Признание торгов недействительными. Ничтожность или оспоримость?

Казалось бы, тема давно не актуальна: за многие годы все привыкли к тому, что при оспаривании торгов нужно...

«Важнее презренного металла»: эксперты о современном институте возмещения морального вреда

Нужно ли менять нормы о компенсации морального вреда, какие формулировки законодателя давно стоит изменить и как сегодня формируется...

Встречают по одежке: как правильно оформить юридический документ

Взаимодействие с клиентом зависит не только от профессиональных навыков и умения коммуницировать, но и от способности составить удобный...

Обзор важных определений ВС РФ по частному праву, опубликованных с 14.02.2020 по 24.02.2020

Верховный Суд РФ сформулировал несколько важных правовых позиций в области частного права. Может ли застройщик определять срок передачи...

Трудности перевода: почему никто не верит юристам?

Парадокс, но профессионалам, которые должны располагать к себе, почему-то не доверяет общественность. О том, как это произошло и...

Брачный договор как еще один риск для кредиторов. Законодательные проблемы и решения от экспертов

В какой форме следует уведомлять кредиторов о заключении, изменении или расторжении брачного договора? Какой срок уведомления кредиторов предусмотрен...

Минюст РФ инициировал создание конвенции по борьбе с глобальными медицинскими вызовами

Только международная солидарность позволит противостоять вызовам пандемии COVID-19, заявил министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко на пленарном заседании...

Через тернии к актуальной кадастровой стоимости. Как провести кадастровую оценку в условиях пандемии

В июле 2020 года рынок коммерческой недвижимости обрушился из-за пандемии до исторического минимума. При этом собственникам приходится платить...

Верховный Суд расставил точки над COVID-19

Можно ли считать пандемию форс-мажором? Как привлекать к уголовной и административной ответственности за фейки о коронавирусе? Являются ли...

«Свобода или защита»: настоящее и будущее музеев

Какой опыт в цифровой среде получили иностранные музеи, вернется ли все на свои места в сфере культуры после...

Не картинки, а права: какие правовые проблемы существуют в сфере ИС в Интернете

В эпоху цифровизации визуальный контент – воздух, которым мы ежедневно дышим. Однако с «бумом» его распространения в интернете многократно возросли и риски нарушить чьи-то авторские права, нарваться на серьезный штраф или на решение о приостановлении деятельности. О том, с какими сложностями можно столкнуться в области интеллектуального права, рассказала руководитель юридического департамента и направления управления интеллектуальной собственностью ТАСС, преподаватель Университета имени О. Е. Кутафина Екатерина Кулагина.

Особенности в сфере интеллектуальной собственности в России

Интернет – площадка, по мнению эксперта, специфическая за счет способности молниеносно распространять информацию. Использование визуального контента многократно повышает репутационные, финансовые и другие риски, которые могут возникнуть у компании или физического лица.

При этом в современной российской практике в сфере интеллектуальной собственности до сих пор существует ряд серьезных проблем. К ним можно отнести низкое правосознание, отсутствие уважения к интеллектуальной собственности как к институту гражданского права и высокий уровень пиратства.  «Тем не менее, за последние два года я вижу существенные шаги в этом направлении. Если раньше, согласовывая какой-то договор или обсуждая с контрагентом сделку или совместный проект, клиенты часто не понимали, о чем идет речь при решении вопроса о передачи прав ИС (говорили – «это же просто картинки!»). Требовалось немало усилий, чтобы убедить, что это не просто изображение или видео, а, в первую очередь, права. Здесь могут быть риски, нет возможности передавать это третьим лицам», – объясняет Екатерина Кулагина.

Кроме того, говоря о проблемах в этой области, эксперт также отмечает пограничные правовые ситуации (не секрет, что закон всегда отстает на несколько лет от судебной практики), технические сложности мониторинга Сети, поиска нарушений и привлечения нарушителей к ответственности. «Любое действие может привести к серьезным последствиям, мы должны продумывать каждый свой шаг», – предостерегает Екатерина Кулагина.

Новые форматы и новые «задачки» для юристов

Развитие интернет-пространства и появление новых технических форматов – своеобразный вызов для юристов в этой сфере. Специалистам нужно быстро разобраться, как сработать эффективно, чтобы избежать проблем в сфере интеллектуальных прав. Так, Екатерина Кулагина выделила ряд новых форматов и объектов ИС, которые заслуживают отдельного и более пристального внимания:

  • Первый такой формат, который часто используют компании для привлечения к себе внимания – это GIF (анимированная последовательность из нескольких статичных кадров). «Применяя подобный формат, мы должны помнить про статью 1266 ГК – про неприкосновенность произведения. И даже если вы приобрели на законном основании права на изображения (ряд изображений), не допускается без согласия авторов вносить в них какие-либо изменения (сокращения или дополнения)», – отмечает юрист.
  • Второй формат – Coub. Это короткий зацикленный видеоролик с несинхронным звуковым изображением. «Обратите внимание, что цитирование подразумевает использование произведений автора в том виде, в котором он его создал. Важную роль играет неприкосновенность, запрет на переработку произведений. А объединение и сопровождение аудиовизуального произведения определенным звуковым рядом, подключая, например, комментарии автора, не допускается без согласия автора и выплаты вознаграждения», – комментирует Екатерина Кулагина.
  • Третий – аккаунты в социальных сетях. По словам специалиста, это потенциально новые категории объектов ИС, поскольку там возможна публикация самого разного контента (постов, фото, видео, анимации) и работа сразу нескольких специалистов (СММ-специалиста, дизайнера и других).

«Здесь может возникнуть много сложностей, поскольку практически каждая компания занимается активным продвижением в социальных сетях. Обычно это делают либо сотрудники, либо подрядчики. К сожалению, на текущий момент никому не приходит в голову прописать в служебных инструкциях или трудовом договоре, что создается результат интеллектуальной деятельности. Что может произойти? По окончанию контракта, в спорах с точки зрения исполнения договора или в ситуации расставания с сотрудником получить пароли подчас невозможно. Это может повлиять на работу компаний – и больших, и не очень», – отметила юрист, подчеркнув, что пока судебная практика не считает аккаунты самостоятельными объектами авторского права.

Однако это не исключает возможности других подходов в будущем. «Я встречала и иные подходы: Федеральный верховный суд Германии в июле 2018 года в деле о наследовании аккаунта в Facebook пришел к выводу, что аккаунт в социальных сетях можно приравнять к личным письмам и дневникам. Суд признал у наследников наличие права доступа к аккаунту наследователя и его содержимому как личного, так и материального характера», – комментирует юрист.

Эксперт также посоветовала не бояться включать в соглашение с подрядчиками пункт о том, что стороны считают существенным условием создание результатов интеллектуальной деятельности. В таком случае та сторона, которая занимается продвижением, обязуется передать права на созданный аккаунт при окончании своих обязательств (договора). Кроме того, по мнению эксперта, не будет лишним использовать для идентификации аккаунта в социальных сетях зарегистрированные товарные знаки или собственные логотипы.

  • Четвертый формат и характерный для мира кино формат – создание CG-персонажей (это изображение, сгенерированные с помощью компьютера). Здесь закономерен вопрос – а кому принадлежат авторские права на героя – человеку, который образ придумал, или тому, кто его технически создал? «В этой ситуации творческая роль режиссера ограничена художественным выбором, сделанным программистом, и результат (то есть сам персонаж) получается благодаря технологии. Чтобы доказать возникновения авторских прав у режиссера, необходимо доказать, что он действительно внес творческий вклад в созданного персонажа», – объясняет Екатерина Кулагина.

При этом, по мнению эксперта, новые объекты и форматы могут появляться постоянно. И старая парадигма, прописанная в ГК, не всегда может помочь юристу. Екатерина Кулагина подчеркивает, что, используя новые форматы, необходимо в первую очередь думать, каким путем может пойти отечественная судебная практика и попытаться сыграть на опережение.

 

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest