Обзор важных определений ВС РФ по частному праву, опубликованных с 07.03.2020 по 14.03.2020

Верховный Суд РФ сформулировал несколько важных правовых позиций в области частного права. Возможно ли взыскать дополнительные расходы с...

Обзор важных определений ВС РФ по частному праву, опубликованных с 15.03.2020 по 23.03.2020

Верховный Суд РФ сформулировал несколько важных правовых позиций в области частного права. Можно ли производить зачет требований, по...

Что такое оферта простыми словами

Для того чтобы между двумя (или несколькими) лицами возникли договорные отношения, кто-то из них должен проявить инициативу и...

«Свобода или защита»: настоящее и будущее музеев

Какой опыт в цифровой среде получили иностранные музеи, вернется ли все на свои места в сфере культуры после...

«Перебор с арестами»: почему глава Верхового суда за мягкие меры пресечения

Обвиняемые в ненасильственных преступлениях россияне должны получать более мягкие меры пресечения, чем содержание под стражей. Об этом заявил...

Как защитить материнский капитал от кредиторов

Несмотря на то, что такая мера государственной поддержки семей как материнский капитал существует в России уже 15 лет,...

Кто есть кто: как определить оферту и акцепт в сфере закупок

Оферта и акцепт – понятные и всем известные стадии заключения договоров. Вот только в процедуре заключения государственных и...

Президент ПАСЕ: «Летом Парламентская ассамблея представит три доклада о коронавирусе»

В июне 2021 года Парламентская ассамблея Совета Европы презентует для обсуждения три доклада, посвященных пандемии COVID-19. Об этом...

Контрафакт на маркетплейсах: кто должен нести ответственность?

Потребителям нравится покупать товары на маркетплейсах как минимум потому, что не нужно вставать с дивана и тратить время...

Международные коммерческие споры: практикум. Вебинар Legal Academy

Каковы общие принципы выбора иностранного права, как избежать ошибок и определить арбитрабельность споров в контексте арбитражной реформы, в...

Разделились во мнениях: как эскроу-счета повлияют на рынок недвижимости

На тенденции строительного сектора в России в 2020 году ключевым образом повлияли эскроу-счета. К такому выводу пришло аудиторское...

Направления развития беспилотных автомобилей в России

Старший эксперт Центра стратегических разработок Дмитрий Федоров объясняет, с какими правовыми трудностями сталкиваются создатели беспилотных авто и какие...

Развод и девичья фамилия: как английские суды делят имущество российских граждан

Ни для кого не секрет, что Великобритания является популярной юрисдикцией по разрешению семейных споров среди состоятельных граждан. Сюда...

Правовые основы креативного предпринимательства. Вебинар Legal Academy.

2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики, и Россия не осталась в стороне, поддержав эти тенденции законодательно....

Реальная и ментальная: почему россияне не верят в идеи Конституции РФ

Изменение текста Конституции РФ – актуальная политическая и правовая повестка. Однако разговоры о реформе начались еще год назад,...

Наказание за побои и старт ПМЭФ: главные новости уходящей недели

В России принят закон об ужесточении ответственности за побои. Детям до 18 хотят запретить управлять электросамокатами. В Санкт-Петербурге...

Страховщики против COVID-19: в каких случаях бизнес может рассчитывать на возмещение?

Эксперт в сфере страховых споров Дмитрий Шнайдман, проанализировав виды договоров страхования, которые обычно заключают российские предприниматели, рассказывает, можно...

Встречают по одежке: как правильно оформить юридический документ

Взаимодействие с клиентом зависит не только от профессиональных навыков и умения коммуницировать, но и от способности составить удобный...

Дивный новый мир: на ПМЮФ обсудили последствия пандемии

О том, как после завершения пандемии коронавируса изменится мир в целом и работа юристов в частности, рассуждали в...

«Работать не больше, а умнее»: интервью с Baker McKenzie о профессиональном выгорании юристов

Почти 90% юристов хотя бы раз сталкивались с профессиональным выгоранием, показывает опрос Baker McKenzie и Право.ру. Об основных...

«Двое из ларца»: как автору доказать незаконную переработку своего произведения

Сегодня по книгам снимают фильмы, ставят спектакли, по картинам кинематографа создают компьютерные игры, а музыку из них воспроизводят на сцене, — все это часть понятия «производные произведения». В законе оно закреплено давно. Впрочем, предприимчивые дельцы нашли, как обойти его стороной, так что владельцу, желающему выиграть суд, еще предстоит доказать, что результат его творчества был именно переработан. Нюансы разобрали на круглом столе «Переработка и производные произведения: правовые аспекты».

Как отмечает д.ю.н., главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, президент IP CLUB, модератор дискуссии Марина Рожкова, в судебной практике успели создать множество критериев производных произведений.

Переработка объектов авторского права подразумевает под собой любое изменение чужой собственности. Именно оно является основание для того, чтобы назвать произведение производным.

Если переработку провели без согласия автора и владелец намерен возместить ущерб в суде, истцу придется привести доказательства того, в какой момент и каким образом вторая сторона переступила границу исключительных прав на первоначальный объект.

«Контроль правообладателя распространяется не только на само произведение, но и на различные модификации. Если в основе нового произведения прослеживается явное сходство с более ранним объектом или использован уникальный творческий замысел, легко считываемый наблюдателем, то можно вести речь о переработке», — объясняет д.ю.н., партнер, руководитель управления патентного бюро «Гардиум» Арина Ворожевич.

Однако нередко вторая сторона судебного процесса начинает настаивать на том, что новое произведение — результат параллельного творчества или пародии. В этом случае шансы истцов на победу снижаются, поскольку чаще всего российский суд соглашается с ответчиком.

«Кто на кого похож, то с тем и схож»

Если автор обвиняет кого-то в незаконном изменении своего произведения, разница между параллельным творчеством и переработкой приобретает колоссальное значение. В первом случае новое произведение будет законным, во втором — нет.

При переработке одно произведение создается на основе другого, а при параллельном творчестве — самостоятельно. Впрочем, и здесь есть свои нюансы. Так, законодательно до сих пор не определено, что включает в себя понятие «основа».

«Как именно человек должен брать за основу чужое произведение? — задается вопросом юрист международной юридической компании Gowling WLG Александр Довгалюк, — поставить перед собой произведение живописи, его копировать и что-то добавлять свое? Держать этот объект в голове? Видеть его? Прямо на него ссылаться?».

Так или иначе, в производном произведении должны присутствовать элементы первоначального. Правда, споры в суде осложняет то, что для каждого объекта авторского права доказательство основы будет отличаться.

Для определенных видов объектов авторского права можно выделить критерии переработки.

Например, в новом произведении должны сохраниться элементы внешнего вида, характера, отличительных черт персонажа. Даже при неполном совпадении индивидуальных характеристик суд может признать объект переработкой. «Сохранение узнаваемости при других изменениях — это один из главных критериев, который, в целом, можно перенести на остальные объекты авторских прав», — считает Александр Довгалюк.

Второй случай, когда изменение произведения не признается нарушением авторских прав — пародия (п.4 ст. 1274 ГК РФ). К слову, кодекс это понятие не расшифровывает. При этом саму пародийность еще нужно доказать в суде.

«При рассмотрении спора о пародийных произведениях суд обращает внимание на то, что в пародии должно быть узнаваемым оригинальное произведение», — подчеркивает юрист по вопросам интеллектуальной собственности компании Eyezon Ольга Исаева.

Трудности перевода для ПО

Эксперты отмечают: отдельного внимания требуют вопросы о переработке компьютерных программ.

«С программным обеспечением все еще запутанней, — считает старший юрист ООО «ГикБреинс» Артем Никифоров, — Здесь будет использован термин «модификация» — частный случай переработки. Это внесение любых изменений в программу, результатом которого становится новый объект авторских прав. Это создает большие проблемы, когда согласие на переработку было дано, но непонятно, что делать с вновь возникшим авторским правом на обновленную программу». 

В целом, программное обеспечение защищается авторскими правами. Значит, к ним применимы все нормы авторского права ч. 4 ГК РФ. Поэтому в изменении должен присутствовать «творческий характер», и только в этом случае можно говорить о переработке в классическом смысле слова, подчеркивают эксперты.

Подробнее об основных видах производных произведений и специфике их переработки —  в записи круглого стола «Переработка и производные произведения: правовые аспекты».

Источник изображения: скриншот мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве»

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest