Время революций, а не исправлений: как изменятся трудовые отношения после пандемии
Коронавирус тяжело ударил по рынку труда и социальной защите. Оптимисты видят в этой ситуации возможность для кардинальных изменений в сфере, отказа от устаревшего индустриального подхода. Пессимисты подсчитывают, в какую сумму обойдутся меры поддержки населения и как изменится рынок после пандемии. Участники сессии «Сфера труда и социальная защита в поствирусный период: поиск новых места и роли» на ПМЮФ 9½ обсудили, какие вопросы в этой области ставит пандемия и к каким долгосрочным последствиям она приведет.
Пандемия в определенных сферах вынуждает бизнес и государство быстрее реализовать некоторые решения, на которые в обычное время тратятся годы. Председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим отметил: в их случае самое существенное изменение – это новая цифровая форма сдачи отчета работодателей. Фонд, в котором застрахованы 50 миллионов граждан и пять миллионов плательщиков, в данный момент оплачивает больничные листы. Пандемия, по словам председателя фонда, вскрыла несколько важных точек конфликта, начиная с вопроса, что делать с нежелающим соблюдать режим самоизоляции человеком, и заканчивая больничными листами.
«Важный момент связан с оплатой больничных листов для людей старше 65 лет. Все они получили от государства четкий сигнал, что раз они в категории риска, то и правила для них другие. Около двух миллионов человек могут получить больничные – это обязательная мера максимум обойдется в 27 миллиардов рублей. Она важна, чтобы люди знали – в этой стане их права защищены. За последнее время это один из решительных актов Правительства РФ в части, касающейся эпидемиологических ситуаций. Как себя ведет работодатель в этой ситуации? На данный момент к нам обратилось 25% нанимателей, которые подали нам заявки о сотрудниках 65+. Это развилка – как нужно понуждать таких работодателей? Дело в том, что, с одной стороны, президент России говорит о льготах, с другой — только тем, кто не сокращает рабочие места и платит зарплаты», – объяснил Андрей Кигим.
Необходимо в условиях пандемии разделять проблемы, которые носят технический характер, и фундаментальные с серьезными последствиями для настоящего и будущего, считает заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Никита Лютов. Споры вокруг нерабочих дней, которые не закреплены в Конституции РФ, относятся, по его словам, к первой категории. Международная организация труда (МОТ) в одном из своих последних обзоров отметила, что больше всех страдают сегменты неформальной занятости: в мировом масштабе это два миллиарда человек. Большинство из них не накопили финансовую подушку безопасности и, как отметил специалист, оказались вне мер поддержки, которые оказываются государством. Одним из столпов рынка труда МОТ видит в поддержке всех, вне зависимости от формальной или неформальной занятости.
«По статистике типичный работник – это водитель, охранник, продавец. То есть это профессии, которые не требуют длительной подготовки, высокой квалификации и зачастую оплачиваются скромнее. Люди не могут выполнять эту работу дистанционно. Сомневаюсь, что мы все останемся на дистанционной работе, надо смотреть на массовые сегменты рынка труда. Но, вероятно, плавный переход к осуществлению работы в удаленном режиме получит ускорение, поэтому необходимо пересмотреть условия дистанционной работы в удаленном режиме», – уверен Никита Лютов.
Один из вопросов, которые встанут перед законодателем в ближайшее время, по мнению эксперта, – это право работников быть оффлайн. Никита Лютов отметил, что во Франции такой закон уже принят, а депутаты Госдумы РФ еще до развития пандемии обсуждали возможность включить в Трудовой кодекс РФ целую главу, посвященную регулированию рабочего времени и ограничению прав нанимателя контактировать с сотрудником в нерабочее время.
Возрастающая нагрузка на бюджет (в том числе на Фонд социального страхования РФ), как отметил главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин, ставит перед государством и обществом вопрос, как финансово обеспечить эти нужды в период подобных кризисов и эпидемий. Профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов подчеркнул, что пандемия уже вынудила изменить систему выплат: так, пособия по безработице стали выплачивать вне зависимости от стажа, от возможности подтвердить заработки – базовую сумму. Специалист считает, что, если бы у России было достаточно резервных фондов по безработице, то такой экстраординарный способ поддержки за счет федеральных средств не потребовался бы. Избежать такого в будущем можно, например, с помощью равного распределения налогов или идеологии базовых доходов.
«Сейчас стоит не только проблема формата трудовых отношений (оффлайн- и онлайн-занятости) – это фон. Тогда как неформальные трудовые отношения – это серьезная проблема, а также отсутствие занятости или даже ее кратковременность. Главный риск для людей – потеря работы на длительное время. В таком контексте нужно понимать, что, скорее всего, мы будем вынуждены рассматривать переход к базовому доходу. Пример: фонд будущих поколений Норвегии», – заключил Александр Сафонов.
После завершения пандемии, по мнению специалиста, не стоит ждать быстрого восстановления рынка труда: скорее, ситуация будет обратной.
Источник изображения: freepik.com