Юрист в крупной компании: как разговаривать с бизнесом и зачем постоянно учиться
В чем отличия работы инхаус-юристов и юристов юридических фирм? Какие тенденции рынка стоит учитывать новичкам и почему важно взаимодействовать с бизнесом? Ответы на эти вопросы дает директор по юридической поддержке группы компаний «СИБУР» Алексей Никифоров.
Кто мы такие?
После окончания университета у выпускников юрфака есть множество альтернатив, куда пойти работать. Прежде всего, стоит иметь представление о двух направлениях: это инхаус-юристы и юристы в юридической фирме.
«Это совершенно разные профессии. Объединяет их только то, что они занимаются правом. Но особенности, окружающая среда, в которой они функционируют, и их задачи очень сильно отличаются», – считает Алексей Никифоров.
Работа в корпорации и в юридической фирме в некотором смысле прямо противоположны. Вот лишь несколько примеров их различий:
- В корпорации – более полное погружение в бизнес, участие в принятии решений, а в юридической фирме – более «поточная» работа без погружения в судьбу рекомендации.
- В корпорации – большая ответственность за принятые решения, а в юридической фирме ответственность ограничивается рекомендациями.
- В корпорации зарплаты, как правило, несколько меньше, чем в юридических фирмах.
- В корпорации работа в целом протекает более спокойно, в то время как сотрудники юридических фирм обычно загружены сильнее.
Помимо этого стоит учитывать тенденции развития юридического рынка в России и в мире. Прежде всего, растет конкуренция. При этом если раньше большей популярностью пользовались западные юридические фирмы, то сейчас все более востребованными становятся услуги их отечественных конкурентов. Не остаются в стороне и небольшие фирмы, которые забирают часть клиентов у «гигантов». В целом все чаще корпорации предпочитают «справляться своими силами»: растет профессионализм их собственных юристов, и пропадает нужда обращаться к сторонним специалистам.
Конечно, говоря о тенденциях, было бы странно не упомянуть об автоматизации: часть работы людей попросту переходит к технике. В том числе из-за этого становятся нужны работники с «комбинированными» знаниями и умениями. Так, например, в США в 2000 году 77% выпускников юридических специальностей устраивались на работу, связанную исключительно с вопросами правоприменения. В 2013 году эта цифра сократилась до 57% , а сейчас эта закономерность дошла и до России. Поэтому молодым специалистам стоит понимать, что их будущая деятельность вовсе не обязательно будет исключительно юридической: одним из перспективных направлений Алексей Никифоров считает, например, контрактный менеджмент.
Как мы работаем?
Юридические департаменты в компаниях, конечно, бывают разными. Например, в ГК «СИБУР» работают в общей сложности около 200 юристов: они живут в разных регионах и специализируются на своей тематике: например, на вопросах интеллектуальной собственности или судебного управления. Однако на практике такое деление – скорее условное. Задачи чаще бывают кросс-функциональными, следовательно, сотрудники взаимодействуют и вместе работают для решения общей проблемы.
В целом можно выделить следующие функции юристов в крупных компаниях:
- экспертиза договоров;
- участие в судебных разбирательствах;
- сопровождение проверок, которых с каждым годом становится все больше.
Конечно, инхаус-юристы должны плотно взаимодействовать с бизнесом – соблюдать принцип клиентоориентированности. Здесь универсальный рецепт придумать сложно – в ГК «СИБУР», например, используют как минимум два способа упрощения такого взаимодействия. Во-первых, в компании создали единое окно для обращений в юридическую поддержку: свой запрос можно просто отправить туда, после чего внутри отдела его передадут специалисту нужной отрасли. Во-вторых, там работает институт legal партнеров: такие люди «держат руку на пульсе» и могут в нужное время устранить затруднение, а также оперативно решить возникающие проблемы.
«Юридический партнер становится вхож в определенное подразделение: участвует в их оперативных совещаниях, в их развивающих сессиях, регулярно встречается с их руководителями. И для этого подразделения он становится этаким «лицом» юридической поддержки. Если этого «лица» нет, то юридический департамент может не вовремя узнавать о рискованных вопросах, в которых нужно участие. Потому что бизнес может не вовремя идентифицировать тот или иной вопрос как проблему, требующую внимания юристов», – объясняет Алексей Никифоров.
Чего ждать в будущем?
Директор по юридической поддержке ГК «СИБУР» выделяет следующие «человеческие» качества, необходимые инхаус-юристу:
- уверенность и настойчивость в выражении собственной позиции;
- умение слышать коллег;
- небезразличие к работе.
Конечно, этих качеств для успешного карьерного роста вряд ли будет достаточно. Более того, в нынешних условиях даже профильного высшего образования может быть мало. Именно поэтому многие корпорации сами стараются «апгрейдить» своих сотрудников. ГК «СИБУР», например, использует, помимо прочего, две стратегии для профессионального развития юристов:
- Ротация сотрудников – работа, иногда и длительная, в других регионах и на других объектах позволяет расширить сферы знаний и навыков юристов.
- Создание единой цифровой информационной среды – сайт компании, форум, общение с коллегами в чатах и так далее.
Выходя из стен университета, не стоит думать, что образование на этом заканчивается. Современный мир меняется стремительно: нужно быть готовым к этой скорости и, самое важное, вынести из учебного заведения главный навык – умение учиться.
Подытоживая, среди ключевых изменений, которые ждут нас уже в ближайшем будущем, Алексей Никифоров выделяет:
- Роботизацию стандартных действий юристов и администраторов и связанный с этим поиск юристами новых сфер для применения своих навыков.
- Повышение востребованности юристов и контрактников со знаниями английского языка и IT.
- Размытие строгих рамок функционала, постоянное изменение рабочей среды.
- Повышение значимости коммуникативных навыков, построения отношений, адаптивности к новым условиям.