«Серые схемы»: как российские кинотеатры выживают в условиях санкций
Иностранные кинокомпании отказываются сотрудничать с Россией — никаких больше «Бэтменов», «Докторов Стрэнджей» и других голливудских продуктов, полюбившихся отечественному зрителю, на экранах. Некоторые кинотеатры уже начали искать выход из положения. Правда, пока что он не вполне легален, считают эксперты. Своим мнением они поделились со «Сферой».
Закон писан
Для того, чтобы показать картину в России, правообладатель должен оформить разрешение, а Министерство культуры — одобрить ее демонстрацию в кинотеатрах и выдать прокатное удостоверение.
«Прокатное удостоверение на фильм — это документ, устанавливающий способ использования фильма — прокат и (или) показ на территории РФ», — расшифровывает адвокат адвокатского бюро «Гестион» Екатерина Дунаева.
Показ фильмов без прокатного удостоверения возможен:
- на мероприятиях в рамках культурного обмена между РФ и иностранным государством;
- на международном кинофестивале фильма, ввезенного из-за рубежа для показа;
- некоммерческого показа музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, парками культуры и отдыха, библиотеками;
- некоммерческого показа архивами, научными организациями или образовательными организациями перешедших в общественное достояние фильмов
Проблема на сегодняшний день состоит в том, что на некоторые фильмы разрешения не получить. Дистрибьюторы получают отказы.
Зачем нужны прокатные удостоверения?
Как отмечает режиссер, актер, продюсер и генеральный директор кинокомпании «ЕРМАК» Родион Бельков, изначально прокатные удостоверения задумывались как средство борьбы с «засильем» западного кинематографа в отечественных кинотеатрах.
«Прокатные удостоверения позволяли регулировать даты выхода картин: есть в киноиндустрии более привлекательные и менее привлекательные даты, первые обычно приходятся на праздники. Например, пару лет назад дату релиза мультфильма «Медвежонок Паддингтон» перенесли на февраль с января, а «праймтайм» отдалим российскому продукту. Кроме того, с прокатных удостоверений началась борьба с матом в кино. Но все-таки главная их задача — защита отечественного кино и продвижение его в массы. Основной заработок кинотеатрам всегда приносили голливудские фильмы, поэтому отечественные картины прокатчики не слишком жаловали», — пояснил он.
Если же у отечественного кинопроизводителя были квоты для обязательной демонстрации фильма в кинотеатрах, их ставили в расписание в неудобное время, например, в 02.00 ночи.
«Формально квота выполнена, но фильм никто не посмотрел», — добавил Родион Бельков.
Как кинотеатры выходят из положения?
Екатерина Дунаева уверяет, что некоторые кинотеатры демонстрируют фильмы нелегально, даже не пытаясь искать лазейки. Другие используют схему, при которой показ организовывает не сам кинотеатр, а некое третье лицо, арендующее зал с целью проведения мероприятия/вечеринки. Также кинотеатры заменяют название картины и вводят понятие «кинопродукт» — сдвоенный показ отечественной и зарубежной картин за один сеанс, либо показ голливудского фильма в рамках «бесплатного предсеансового обслуживания» перед отечественным фильмом.
«Под этим термином понимается показ видео, часть из которого кинотеатр не имеет права демонстрировать», — добавляет продюсер и режиссер Мария Ламар.
Есть ли ответственность?
Екатерина Дунаева напоминает: согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, за прокат и (или) показ фильма юридическим лицом без прокатного удостоверения взыскивается штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей. В случае повторного правонарушения размер штрафа может быть увеличен до 200 тысяч, а также деятельность юридического лица может быть приостановлена на срок до 90 суток. В случае причинения крупного ущерба автору или иному правообладателю может грозить ответственность в соответствии со статьей 146 Уголовного кодекса РФ. Однако сложившейся судебной практики по вопросу привлечения к ответственности за показ фильмов без получения прокатного удостоверения в условиях зарубежных санкций не имеется.
Меры поддержки
Представители кинотеатров бьют тревогу — некоторые уже закрыли свои двери для посетителей. Ассоциация владельцев кинотеатров уже обратилась к правительству с просьбой освободить их от ответственности за использование фильмов без прокатного удостоверения.
«Кинотеатры несут значительные финансовые потери из-за снижения количества посетителей. Однако в настоящий момент законодательного разрешения на подобное нет. Возможно, что в обозримом будущем этот шаг станет единственным выходом из ситуации тотального кризиса отрасли», — считает Екатерина Дунаева.
Мария Ламар настроена менее оптимистично. «Кинотеатры и некоторые депутаты неоднократно выдвигали инициативу принудительного лицензирования, но нет никаких предпосылок для ее внедрения. Это связано с тем, что государством взят курс на поддержку российского кино — в этом году Министерство культуры профинансирует 145 фильмов. В то же время недружественные зарубежные кинокомпании просто не продлевают договоры на показ фильмов, отзывают их даже из онлайн-кинотеатров», — отмечает она.
Продюсер уверена, что прокатные удостоверения не отменят, тем более что не так давно порядок их получения значительно упростился. Государство идет навстречу отечественной индустрии и категорически против появления пиратского контента в любой его форме.
Родион Бельков убежден, что нужно подталкивать кинодистрибьюторов к заключению долгосрочных договоров с российскими производителями, в том числе с дебютантами.
На сегодняшний день Ассоциация владельцев кинотеатров так и не получила ответа на свое предложение об отмене прокатных удостоверений. А, между тем, количество «пиратского» контента увеличивается.
Источник изображения: freepik.com