Почему законодательство в России не поспевает за цифровыми гигантами
Цифровая экономика развивается очень быстро. На рынке появились бесспорные лидеры, поэтому перед ведомствами антимонопольного контроля возникают новые задачи. На круглом столе Legal Academy эксперты рассказали, как избежать монополизации товарных рынков и злоупотреблений со стороны цифровых гигантов.
Пандемия подняла торговлю в Сети
Как сообщает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский, развитие цифровых сервисов и услуг обусловлено колоссальным приростом пользователей Интернета в последнее время. Выросло и число онлайн-услуг, особенно в условиях пандемии. За последние два года количество онлайн-заказов увеличилось в два раза.
На этом фоне появились крупные компании, которые перераспределили контроль над товарами и рынками. Это видно и по изменению характера антимонопольных дел. Так, начиная с 2015 года, в России все чаще появляются дела в отношении таких гигантов, как Google и Microsoft.
Сейчас в России обсуждается уже пятый антимонопольный законопроект, который должен ввести правила поведения на товарных рынках. Кроме того, планируется внести изменения в закон о защите конкуренции.
Характеристики цифровой экономики
Член правления — вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью ПАО «МТС» Руслан Ибрагимов подробнее рассказывает о цифровой экономике.
Цифровая экономика характеризуется:
- Трансграничностю, возможностью выходить на зарубежные деньги. Трансграничность означает необходимость изучения разных географических рынков при рассмотрении дел. Сюда входят вопросы конкуренции на мировом рынке российских компаний и возможность поддержки зарубежных компаний в случае ущемления их прав.
- Низкой маржинальностью. «Успех на таких рынках возможен в двух случаях. Либо ты занимаешь доминирующее положение на рынке, либо ты должен осуществлять трансфертное ценообразование за счет корневых бизнесов, то есть перенаправлять деньги, полученные на традиционных рынках на цифровые рынки», — поясняет Руслан Ибрагимов. По его словам, это вызов для антимонопольного законодательства, так как принято традиционно ограничивать доминирование на рынке. Необходимо ответить на вопрос, где граница доминирования. В цифровых рынках зачастую происходит кросс-субсидирование.
- Повышенной интеллектуальной собственностью в цифровой экономике. Многие компании айти-сервиса имеют высокую капитализацию. Интеллектуальная собственность стоит дороже, чем материальные активы.
Проблема антимонопольного регулирования рынка
Директор департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии Алексей Сушкевич отмечает, что оценить динамику рынка в условиях цифровой экономики непросто.
«Мы хорошо понимаем проблемы оценки состояния конкуренции. Сам товар, отношения, границы рынка, скорее всего, не могут быть сведены к нашим традиционным представлениям. Динамика рынка в цифровой экономике меняется очень быстро. Нам необходимо, прежде всего, выработать инструментарий применения имеющихся правовых актов», — подчеркивает эксперт.
Тенденции и опасности цифровых рынков
Директор Института права и развития ВШЭ-Сколково, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС Алексей Иванов утверждает, что Россия отстает по части апгрейда своего законодательства. «Стартовав, мы сразу отстали. Эту ситуацию надо менять. Сейчас уже не время принимать тот пятый пакет, который был разработан, его необходимо радикально поменять, учитывая те новые тенденции, которые происходят в мире», — считает он.
По его мнению, важным вопросом является критерий доминирования. Показатель доли на рынке в 35% сильно устарел, поясняет он. В новой реальности рыночная власть опирается на субсидирование, на средства, получаемые от финансовых рынков, а не с продажи товаров. Существующий закон очень формален, и он не дает ответа на вопрос, что такое доминирование в условиях цифровой экономики.
«Россия пропускает очень много сделок экономической концентрации. Сейчас она бешеная на рынке медиа. Они не принесены в антимонопольную службу, несмотря на то, что влияют на российский рынок. ФАС не обсуждает большие сделки, так как санкции за их несогласование — 500 тыс. рублей. В пятом пакете мы заложили очень серьезные санкции, которые как раз касаются интеллектуальной собственности. Если, например, Discovery не «зафаилит» такую сделку, то получит принудительное рецензирование интеллектуальных прав, библиотек, которые являются инструментом доминирования этих компаний, в том числе, в России. Ivi, Оkkо опираются на эти библиотеки, но к вам не придут обсуждать этот вопрос, потому что антимонопольный закон не принят», — рассказывает эксперт.
Он добавляет: очень важно, чтобы ФАС освоила цифровые методы управления рынком. Нужен новый цифровой госплан, который реализовал бы не политику управления, а политику аккуратного вмешательства, чтобы сохранить конкуренцию на этих все менее контролируемых рынках.
Узнать больше о важнейших методах антимонопольного регулирования можно на дискуссионной сессии «Антимонопольное регулирование в цифровой экономике: прорехи в российском законодательстве».
Источник изображения: www.pexels.com