Правовой ликбез: кредитный договор (договор займа)

После реформирования Гражданского кодекса РФ произошли изменения в процедуре выдачи и возврата кредита (займа). Впрочем, неповоротливый механизм воздействия...

Национализация: возврат в прошлое или эффективная мера?

Многие на постсоветском пространстве воспринимают национализацию как пережиток прошлого, а наличие частной собственности у предпринимателей является ярким свидетельством...

Что такое кредитная история и можно ли ее исправить?

Представим ситуацию: вы уже давно присмотрели себе новенький телевизор. Дизайн, размер, диагональ экрана – все отлично, разве что...

Юрист в крупной компании: как разговаривать с бизнесом и зачем постоянно учиться

В чем отличия работы инхаус-юристов и юристов юридических фирм? Какие тенденции рынка стоит учитывать новичкам и почему важно...

Почему законодательство в России не поспевает за цифровыми гигантами

Цифровая экономика развивается очень быстро. На рынке появились бесспорные лидеры, поэтому перед ведомствами антимонопольного контроля возникают новые задачи....

Kra34.at Или Kra34.cc Как Работают Зеркала Кракен Для Легкого Попадания На Маркетплейс Без VPN

Kra34.at Или Kra34.cc Как Легко Попасть На Сайт Кракен Доступ Без VPN И Рабочее ЗеркалоKraken Актуальные Ссылки: https://krak34.vip/Kraken...

«Реальность никогда не будет прежней»: на Пленарном заседании ПМЮФ обсудили влияние пандемии на право

В рамках Пленарного заседания Петербургского Международного Юридического Форума 9½ эксперты обсудили, как распространение пандемии отразилось на отечественном и...

Закон о госизмене и цвета Wildberries: главные новости уходящей недели

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о госизмене. Верховный суд ликвидировал профсоюз адвокатов России. Wildberries пытается в суде...

Как выбрать правильного юриста: советы профессионалов

Конкуренция на рынке юридических услуг в России очень большая. У потенциальных клиентов разбегаются глаза. К кому обратиться? На...

Бизнес в медицинской маске: адвокаты рассказали о новых вызовах коронавируса

Коронавирус стал новым вызовом для экономики, бизнеса и для юристов. Судебной практики нет, а работодатели просят дать однозначный...

Стоимость ошибки: как оспорить сделку, совершенную под влиянием заблуждения

Можно и нужно ли оспаривать сделку, которая была совершена под влиянием заблуждения? Как к этому процессу относится профессиональное...

3 важнейших правила выездных проверок, о которых нужно помнить юристам и бизнесу

Налоговым кодексом РФ предусмотрен значительный объем прав налогоплательщиков при проведении выездной налоговой проверки. Их осуществление может сократить налоговые...

Фейки, маски и банкротства: главные новости уходящей недели

Жалоба в ЕСПЧ на приговор за фейки о коронавирусе, борьба полиции с фейковыми роликами, отмена масочного режима в...

Международные коммерческие споры: практикум. Вебинар Legal Academy

Каковы общие принципы выбора иностранного права, как избежать ошибок и определить арбитрабельность споров в контексте арбитражной реформы, в...

Плюс пять: в МГЮА перестроили свою юридическую клинику

В ноябре Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина реорганизовал концепцию бесплатной помощи: в вузе открыли пять новых...

Центробанк объявил о внутренней продаже валюты

Банк России с 10 марта начинает продажу иностранной валюты на внутреннем рынке. Решение было принято на фоне падения...

Точка с запятой: вернется ли смертная казнь в Россию?

Результаты опросов показывают, что около 70% респондентов готовы проголосовать за возвращение «вышки» для отдельных категорий преступлений. «Сфера» выясняла,...

Лайки, тренды, иски: правовое регулирование TikTok

15-секундные видео, более 800 миллионов активных пользователей по всему миру, миллиарды лайков и просмотров каждый год. Пользовательская статистика...

Оклады судей без индексации и повышение МРОТ: какие законы вступают в силу в январе

Многие законы, принятые в 2023 году, начнут действовать уже в первый месяц Нового года. В этом материале «Сфера»...

Вне зоны доступа: 12% адвокатов сталкиваются с препятствиями при визитах к клиентам в СИЗО

Федеральная палата адвокатов РФ опросила более 700 защитников и выяснила, как в России соблюдаются права на защиту и...

Световой меч или чашечка чаю: 9 правил успешных переговоров от вице-президента ГК ПИК

Дмитрий Тимофеев объясняет, зачем нужно подводить итоги встречи, что делать, если стороны настроены враждебно, и почему юристам нужно быть готовым и к чаю с королевой, и к джедайской схватке.

– Я до них добрался, и мы вступили в агрессивные переговоры.
– Агрессивные переговоры – это что?
– Эээ… ну, их ведут с помощью световых мечей.

Звездные Войны. Эпизод II: Атака клонов.
Диалог Падме Амидала и Энакина Скайуокера

По теме переговоров есть масса курсов, тренингов и коучингов, статей и советов. Мой опыт привел меня к мысли о том, что практически в каждой рекомендации и каждом подходе есть то, что будет применимо, и то, что вызовет отторжение или просто не сработает в конкретной ситуации. Почему? Потому что переговоры – это всегда общение с людьми и наличие эмоциональной составляющей с одной стороны; конкретная ситуация, в которой проходят переговоры, – с другой; цели, которые преследуют участники встречи, – с третьей. Все эти факторы складываются в треугольник: находясь внутри, всегда есть риски, что вы не сможете использовать какой-либо конкретный инструмент или навык, которому уже обучились. Применяя же не тот навык – достав световой меч там, где нужно приготовить и налить чай, – можно не только погубить все дело, но и подмочить собственную репутацию.

Этот материал представляет набор моих собственных, как сейчас принято говорить, лайфхаков. Следовать им или не следовать, применять или не применять – личное дело каждого. Равно как можно добавить к ним что-то свое или убрать из этого списка явно неподходящее или неблизкое.

ПРАВИЛО №1: Узнать, кто будет на переговорах. Постарайтесь узнать о собеседнике как можно больше. Источников масса: тот, кто зовет нас на переговоры (менеджер, ведущий проект), Google, знакомые и так далее. Узнайте, в каких отношениях находятся акционеры компаний, представители которых присутствуют на переговорах. В общем, попытайтесь получить как можно больше информации.

ПРАВИЛО №2: Вести себя активно. Не надо быть статистом. Задача – вписать себя в окружающую обстановку, создав максимальную зону комфорта. Всегда представляйтесь, давайте визитку. Если вы пришли первым из своей команды, а партнеры уже на месте – предложите чай или кофе, скажите, что все сейчас подойдут, узнайте, как гости добрались и прочее. Если с вами заговорили, бросили какую-то столь же дежурную реплику или шутку – всегда реагируйте.

К тому же, если выполнить правило №1, то будет проще, так как люди не будут совсем незнакомыми, даже если вы с ними до этого момента ни разу не разговаривали.

ПРАВИЛО № 3: Знать, зачем вы здесь. Вы в теме, вы готовы. Вы задали тем, кто позвал вас на встречу, вопросы «Что происходит?» и «Зачем и что мы и партнеры хотим?». Вы знаете, что вам надо от этой встречи. Сформировано знание того, «что» нам надо, а также план «как» этого добиться, как его реализовать, и этот план у вас есть с максимально возможной степенью проработки всех «развилок». Иногда цель может быть простой: знакомство, понять «вживую», с кем вы работаете, установить личный контакт, определить ближайшую повестку, оценить то, насколько все понимают общность целей и проблематику.

С переговоров надо выйти с четкими ответами на вопросы или пониманием сути вопросов и договоренностью о путях поиска ответов на них. Иными словами…

ПРАВИЛО № 4: Переговоры должны заканчиваться понятным для всех результатом. Нет ничего хуже ситуации, когда заканчивается встреча, все выходят и в курилке или за кофе друг друга спрашивают: «А о чем мы договорились или не договорились?». И если непонятен итог, непонятны принятые решения – считаю, что всегда надо поднять руку и взять на себя инициативу суммировать. Так часто бывает: все надеются друг на друга, нет конкретного решения, или даже вы просто сами что-то пропустили и не поняли, что будет происходить дальше. Всегда уточняйте, то есть пользуйтесь правилом № 2: будьте активны. Да, иногда следует спросить у лидера разрешения суммировать и соблюсти прочие политесы – но это как раз техника. Я несколько раз сам создавал проблемы самому себе тем, что не уточнил того, что не понял или пропустил: паковать сделку, переводить договоренности на бумагу (договор, например) в этой ситуации труднее. Один из инструментов, которым я всегда пользуюсь, если есть необходимость, – сам делаю follow up. Особенно, когда не ведется протокол, не подводится итог. Считаю, что лучше взять эту задачу на себя: написать email своей команде или вообще всем присутствующим с кратким «итого», предложив всем участникам дополнить или скорректировать его.

Переговоры бывают разными. Иногда это довольно недружелюбный формат, тяжелая обстановка, на кону большие взаимные претензии и разногласия. Световые мечи уже или активированы, или готовы к применению. При этом все спешат высказаться, говорят о своем, доказывая собственную позицию. К чему это иногда приводит? К шумному «базару», когда говорят все одновременно и каждый о своем. В этой атмосфере выполнить правило №4 (прийти к результату) – почти невозможно, а значит переговорный процесс рискует завершиться неудачно. Как постараться этого эмоционального базара не допустить? Использовать следующее правило.

ПРАВИЛО № 5:Говорить о проблемах вашего оппонента. Вы свои цели, задачи, позицию и так знаете. Тогда зачем обсуждать это? Давайте говорить о проблемах своего оппонента. Дискутируя таким образом, мы получим возможность предложить конструктивные решения проблемы партнера. То есть – будем в его глазах конструктивными. Ну, а какие варианты будем предлагать? Конечно те, которые сами продумали в рамках правила № 3 и которые ведут к реализации нашей цели. Шах и мат.

Переговоры – это всегда общение с людьми. И люди бывают разные. По статусу, эмоциям, прошлому, манере общения и так далее. Они хотят разного. Они иногда могут быть нелогичны с нашей точки зрения. Они могут хотеть чего-то узко конкретного и не могут, например, отказаться от малого сейчас, дабы получить больше потом: «Нет, мне нужны деньги сейчас», «Давайте разорвем договор сейчас». У людей могут быть разные цели и роли. Мы к ним приходим с разными целями. Например, одно дело – к нам приходит клиент, и мы ему продаем товар. Другое – мы приходим покупать. Третье – мы наносим визит чиновнику. И так далее. Разные ситуации, разные люди, разные эмоции. Отсюда возникает другое правило, которое я сформулировал для себя так:

ПРАВИЛО №6: «Надо уметь и на обеде у королевы себя комфортно чувствовать, и, извините, выпить на газете в переулке с работягой». Это правило не про то, что надо тренировать печень. Это про то, что, выполняя правила 1-5, надо постараться искренне использовать разные маски, разные ситуации ради достижения своих целей. Предлагаю взять за аксиому, что с разными людьми надо разговаривать на разных языках: манера речи, специальная лексика и прочее. Что мы делаем в основном на переговорах? Говорим. Поэтому следующее правило – банальное.

ПРАВИЛО № 7: Четко доносить свою мысль. При этом стоит держать в уме правила №1 и № 6: разные люди и разные ситуации – разные речи. Очень важно научиться «держать» аудиторию и собеседника. Искусство говорить – это вообще отдельная тема. Здесь много секретов и приемов. Важно, например, для меня – создать зону комфорта. Если выполнить правила 1-6, то она точно возникнет. Из нескольких моих «железных» правил: никогда не читать по бумажке (за исключением случаев, когда это необходимо), всегда смотреть «на» и «в» аудиторию (даже если приходится заглядывать в заготовленный текст), чтобы уловить настроение (иногда надо вовремя свернуть речь; понять, что из слов зацепило больше всего и, возможно, остановиться на этом; иногда надо быстро менять план беседы и выступления на ходу, ориентируясь на реакцию).

Переговоры – это не только про то, что выступаете вы, а другие вас слушают. Это про то, что и мы слушаем и слышим. Например, реализовать правило № 5,не умея выслушать оппонента, – не получится никак. На мой взгляд, слушать – это такое же искусство, как и говорить. А, может быть, даже сложнее. Лично я все время себе об этом напоминаю. Отсюда – следующее правило.

ПРАВИЛО № 8: Уметь слушать. Не надо путать умение слушать с умением молчать. Вообще, правила № 7 и № 8 можно объединять в одно: в умение вести диалог. Когда приходит черед слушать, я всегда стараюсь смотреть на собеседника, следить за его эмоциями. Это дает возможность в нужном месте «поддакнуть», вставить свою реплику, которая в зависимости от ситуации может помочь в реализации правила № 5. Что значит хорошо слушать? Это когда собеседник уверен, что для нас не существует ничего более важного и интересного, кроме как понять, чего он хочет, и как мы ему можем помочь решить проблему.

Увы, иногда переговоры бывают и неудачными: выход из сделки, недостижение компромисса и прочее. В этом случае работает последнее правило.

ПРАВИЛО № 9: Никогда не выходить из переговоров самому. Приведу пример: идут переговоры о покупке завода, стороны обсуждают условия. Одна из сторон понимает, что достигнут тот уровень, когда двигаться дальше по условиям уже невозможно. Наступает deal breaker. И принято принципиальное решение выйти из сделки. Что иногда делают переговорщики? Говорят оппоненту: «Ваше последнее предложение неприемлемо, мы заканчиваем переговоры». Думаю, что лучше донести свое решение по-другому: «Мы можем совершить эту сделку вот на таких пограничных условиях. Если для вас это не приемлемо – ОК, это ваше решение». Очень важный и иногда недооцениваемый по возможным последствиям момент. Например, вам акционер поручил сделать сделку. Если вы выйдете из нее – вина будет точно ваша. Но если выйдет ваш оппонент, ситуация будет иной.

Вот такой подход лично я выработал для себя за годы практики. Важно то, что при этом в жесткие рамки я себя никогда не загоняю и не следую этим шагам буквально, двигаясь от одного пункта к другому как по светящейся дорожке. Но если есть трудная ситуация, всегда проще обратиться к известным постулатам с тем, чтобы обрести почву под ногами и понять, что и как делать дальше. Иными словами: «Не знаешь, что делать, – действуй по плану и/или правилам».

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest