Коррупционные преступления: как правильно обвинять и защищаться
Дела о коррупционных преступлениях — особая категория дел, где следователям нужно проявить внимательность и профессионализм, а адвокатам — разработать верную линию защиты. О том, как справиться с давлением со стороны оппонентов и минимизировать собственные риски привлечения к ответственности (а они есть), в рамках вебинара на площадке Legal Academy рассказал заслуженный юрист Бурятии, член экспертно-консультационного совета при Комитете Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, профессор Юрий Гармаев. Бывший работник прокуратуры по личному опыту знает, с чем приходится сталкиваться на практике.
Теория и статистика коррупционных преступлений
На сегодняшний день наиболее часто встречающиеся преступления — это взяточничество и коммерческий подкуп, хотя закон предусматривает и иные виды уголовно наказуемых деяний в сфере коррупции. Кроме того, нередко к коррупционному преступлению прилагается еще одно, относящееся к категории должностных.
Коррупционные и должностные преступления — это не одно и то же, они не «поглощают» друг друга, что имеет важное тактическое значение для защиты и обвинения, ведь каждая из сторон должна понимать, что обвиняемый во взяточничестве получил (или дал) деньги не просто так, а за что-то.
«Совершая какое-либо коррупционное преступление, субъект часто тем самым осуществляет умышленное участие в другом. Должностные лица чаще всего, получая взятку, причастны к какому-либо хищению, присвоению и растрате, мошенничеству и т.д.», — объясняет специалист.
Как отмечает профессор, все коррупционные преступления можно разделить на несколько категорий. Например, верхушечные и низовые. Названия тут говорят сами за себя. Последние, к слову, раскрываются гораздо чаще. Если рассматривать связку «бытовые — деловые», к ответственности привлекают, как правило, за бытовые.
Еще одна система классификации делит преступления на систематические и эпизодические. Реальная коррупция, как правило, относится к категории систематических преступлений, но если читать уголовные дела, то большинство преступлений в них — единичные.
Зачастую «большая» корыстная преступность остается в «тени», безнаказанной, в то время как к уголовной ответственности привлекаются фигуранты незначительных эпизодов. Например, граждан, пытавшихся подкупить инспектора ДПС за нарушение правил дорожного движения.
Стратегия обвинения
Какие правила необходимо соблюдать, чтобы привлечь виновного к ответственности? Юрий Гармаев считает, что прокурору следует руководствоваться следующими принципами:
- Наступательность. Действовать необходимо быстро и решительно, используя неопределенность и пассивность со стороны защиты.
- Внезапность. Нужно стараться застать защиту врасплох, проведя как можно больше эффективных следственных действий. Пока не будет четкой стратегии, она не сможет полноценно противодействовать.
- Постоянная фиксация происходящего.
- Использование упущений со стороны защиты. Очень часто до появления адвоката обвиняемый может сказать что-то «лишнее». Это, само собой, играет на руку следователю. Особенно это касается изменения показаний.
Как защищаться?
Для адвоката также предусмотрен ряд правил:
- Необходимо предвидеть действия обвинения и предупреждать доверителя о том, что могут предпринять правоохранители.
- Нужно попробовать убедить следователя в отсутствии судебной перспективы. Лучше всего добиться отказа в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Иногда это опасно, так как защита таким образом частично «раскрывает карты», но эффективность этого приема, тем не менее, неоднократно подтверждена.
- Важно минимизировать риски задержания и ареста доверителя.
- Адвокату ни в коем случае не следует подвергать себя опасности. Например, помогать клиенту в сокрытии активов, с выездом за рубеж, в получении фиктивных медицинских документов и т.д. Все это ведет к привлечению к ответственности уже самого юриста.
Уловки правоохранительных органов
Защита «по примечанию»: за и против.
Обвинительный уклон в уголовном судопроизводстве торжествует. Так считает большинство правоприменителей. И это является причиной того, что многие преступники соглашаются на так называемую сделку со следствием. В этой связи появилась проблема защиты по примечаниям. Например, примечание к статье 291.1 УК РФ предусматривает, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 291.1, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
В отдельных случаях оперативники и следователи допускают прямой обман. Эксперт рассказывает, как это происходит.
«Допустим, человек по предложению правоохранительных органов дает показания о совершенном преступлении, надеясь освободиться от ответственности. Потом выясняется, сотрудникам правоохранительных органов уже было известно об этом в рамках следственных действий», — поясняет Юрий Гармаев.
Поэтому нужно проявлять осторожность при даче показаний. Договор со следователем — не всегда безопасная сделка.
Провокация.
Нередко сами сотрудники правоохранительных органов провоцируют совершение преступления. И далеко не всегда их действия в итоге рассматриваются в качестве нарушения закона.
Наказание за возможные провокации прописано в п.34 Постановления Пленума ВС РФ № 24 «По делам о взяточничестве и иных коррупционных преступлениях». Противоправные действия также попадают под статью 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в части подстрекательства, склонения, побуждения в прямой или косвенной форме к передаче взятки с согласия или по предложению должностного лица в том случае, если умысел на совершение преступления без вмешательства сотрудников правоохранительных органов не возник бы, и преступление не было бы совершено.
Спровоцированы могут быть не только должностные лица, но и простые граждане. В качестве примера можно привести ситуацию, когда сотрудник Госавтоинспекции останавливает машину, спрашивая водителя, будут ли они составлять протокол о нарушении, или есть альтернативные способы «решить вопрос». Шофер соглашается, и в момент передачи денег на его запястьях закрываются наручники.
«Подобных уголовных дел — тысячи по стране, а также дел о покушении на дачу взятки налоговым инспекторам, сотрудникам патрульно-постовой службы и т.д. С их помощью формируется статистика. На мой взгляд, это чистая провокация», — уверен юрист.
Риски
Каким бы приговором ни закончилось уголовное дело — обвинительным или оправдательным — и стороне защиты, и стороне обвинения стоит подумать о собственной безопасности.
Профессор привел пример заказного уголовного дела, когда страж порядка попался на удочку собственной корысти: «В Москве бывший следователь по особо важным делам получил пять лет лишения свободы за взятку в размере 4,3 млн рублей. Он признал вину по части 6 статьи 290 УК РФ, что подразумевает особо крупный размер. В январе 2020 года он вел дело о мошенничестве, и выявил несколько крупных переводов денежных средств, которые можно было рассматривать как потенциальные эпизоды преступной деятельности. Тогда он сообщил брату обвиняемого, что в случае получения взятки предъявит обвинение только по одному официально имеющемуся эпизоду преступной деятельности. В итоге потенциальные взяткодатели подали соответствующее заявление, и в отношении следователя сотрудниками ФСБ были проведены оперативно-розыскные мероприятия».
Не так давно в Брянской области следователь, ведущий уголовное дело, со временем согласился взять у обвиняемых взятку, на чем и попался. После этого он склонил своего адвоката к подкупу судьи, а затем сообщил об этом правоохранительным органам. В итоге защитник тоже стал фигурантом дела о посредничестве во взяточничестве.
История коррупционных уголовных дел знает случаи, когда все участники дела привлекались к ответственности за совершение аналогичных преступлений, связанных со взяточничеством. Вывод тут один: не нужно нарушать закон.
Источник изображения: pixabay.com