Кто у кого: как доказать заимствование фирменного стиля?
Имитация или копирование фирменного стиля – это относительно легкий способ переманивания аудитории компании, которая уже зарекомендовала себя на рынке. Товары конкурента-имитатора могут оказаться некачественными, и это отразится на репутации добросовестного производителя. О признаках и доказательствах нарушения фирменного стиля рассказывает юрист Татьяна Давыденко.
Что может быть фирменным стилем?
Фирменный стиль – это совокупность элементов внешнего вида товаров и их оформления, которая позволяет идентифицировать производителя и его продукцию. Копирование и имитация фирменного стиля (например, наименования, этикетки и т.д.) – одна из форм недобросовестной конкуренции. Это определено частями 1 и 2 статьи 14.6 135-ФЗ «О защите конкуренции». «При этом, мы понимаем, что копирование, согласно разъяснению ФАС, это воспроизведение внешнего вида изделия, а имитация – некое подражание. То есть, если на рынке появляется товар, который очень сильно напоминает вашу продукцию, но при этом не использует какие-то определенные товарные знаки или другие средства индивидуализации, то это может считаться имитацией фирменного стиля», – отмечает Татьяна Давыденко.
Эксперт отмечает, что фирменный стиль обладает различительной способностью и придает товару или продукту индивидуальность. Именно поэтому к копированию или имитации фирменного стиля не относят традиционные и функциональные признаки товара. «Так, например, для определенной категории мороженного часто используется определенный цвет упаковки: для ягодного мороженного – красный цвет, для шоколадного – коричневый. Соответственно, нельзя запретить конкуренту использовать аналогичное цветовое решение, поскольку этот цвет является традиционным. То же самое касается формы товара – например, буханки хлеба. Эта форма также является стандартной, и если на рынке появится новый участник, который будет производить товар в такой же форме, то это не будет считаться недобросовестной конкуренцией», – говорит Татьяна Давыденко.
Добросовестный производитель не всегда может защитить свой товар от копирования или имитации на начальном этапе. Несмотря на то, что перечень охраняемых объектов индивидуализации закреплен в Статье 1225 ГК РФ, фирменный стиль не подлежит правовой охране как объект интеллектуальной собственности. Татьяна Давыденко делится собственным опытом: совместно с коллегами она попробовала зарегистрировать внутреннее оформление ресторана в качестве товарного знака. «Такая практика действительно существует. Например, в США есть товарный знак, который охраняет внутреннее оформление магазина Apple», – отмечает специалист. Однако Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) отказала в регистрации, обосновывая решение тем, что оформление магазина или ресторана не обладает различительной способностью – потребитель не может его идентифицировать. Тем не менее, в случае имитации внутреннего оформления, все равно можно обратиться в уполномоченные органы за защитой фирменного стиля.
«Фирменный стиль должен обладать приоритетом. Если вы говорите о нарушении, то вы должны доказать, что вы были первым, кто ввел его в оборот – при этом не обязателен именно факт продажи, под этим понимается в том числе размещение в интернете и реклама», – подчеркивает специалист.
Как доказать нарушение фирменного стиля?
У нарушения фирменного стиля есть следующие признаки:
- имитацию фирменного стиля производит хозяйствующий субъект-конкурент;
- действия субъекта-конкурента противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота;
- действия субъекта-конкурента направлены на получение прибыли и причиняют убытки, наносят вред деловой репутации других хозяйствующих субъектов.
При этом, отмечает юрист, нет необходимости доказывать конкретные убытки, достаточно доказать факт угрозы нанесения убытков.
«Существуют специальные составы для доказательств нарушения фирменного стиля. Наличие конкурентных отношений стандартно регулируется Приказом ФАС России № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Но интересно, что ФАС России по данным делам об имитации фирменного стиля добавляют некую категорию и расширяют понятие взаимозаменяемых товаров для конкурентных отношений. Например, если товары принадлежат к товарам низкой категории или товарам повседневного спроса, то границы взаимозаменяемости товаров расширяются. Это было установлено, например, в деле об имитации соевого соуса Kikkoman, в деле об имитации йогурта Biobalance и многих других. Если продукты находятся в низкой ценовой категории, то вероятность смешения и наличие конкуренции – как правило, выше», – объясняет Татьяна Давыденко.
В подобных делах необходимо доказать наличие конкурентных отношений, факт копирования или имитации фирменного стиля, наличие различительной способности, наличие или возможность смешения, причинение или возможность причинения ущерба конкуренту.
В доказывании имитации фирменного стиля используются несколько ключевых инструментов:
- Соцопрос, когда потребители сравнивают упаковки и выражают собственное мнение об их сходстве. «Здесь не нужны какие-то дополнительные знания для потребителей. Они должны оценить это с позиции простого человека. Также они могут ответить на вопрос, производятся ли товары или оказываются услуги какими-то связанными компаниями. Кроме того, можно задать вопрос, ассоциируются ли товары, несмотря на их отличия», – объясняет эксперт. При этом, напоминает Татьяна Давыденко, нарушением будет считаться даже угроза имитации. На угрозу указывает показатель выше 20% – если 21% опрошенных считают, что упаковки рассматриваемых товаров схожи, то это может быть признано нарушением фирменного стиля.
- Экспертиза – обратиться за разъяснениям к специалистам может как регулятор (например, ФАС запрашивает справку у Роспатента), так и заявитель (например, получение заключения о внешнем сходстве товаров у патентного поверенного или в Союз дизайнеров).
- Отзывы потребителей, например, на специализированных сайтах или в социальных сетях, когда в отзыве указано, что товар был приобретен по ошибке, поскольку выглядел как желаемый.
«Необходимо доказать, что есть реальный потребитель, который может перепутать товары при покупке, либо он может посчитать, что товары нарушителя каким-то образом связаны с товарами заявителя», – резюмирует эксперт.
О том, как привлечь к делу о нарушении экспертов и обжаловать решение ответственных органов, рассказывает Татьяны Давыденко в лекции «Недобросовестная конкуренция».
Источник изображения: freepik – www.freepik.com