Кто здесь главный: нужно ли закреплять приоритет Конституции над международными договорами

Депутаты Госдумы в первом чтении единогласно приняли поправки к Конституции, второе чтение ожидается совсем скоро. Проект, в частности,...

«Реальность никогда не будет прежней»: на Пленарном заседании ПМЮФ обсудили влияние пандемии на право

В рамках Пленарного заседания Петербургского Международного Юридического Форума 9½ эксперты обсудили, как распространение пандемии отразилось на отечественном и...

«Запретная» география. В России появится новый объект интеллектуальной собственности

С 27 июля 2020 года вступают в силу поправки к Гражданскому кодексу РФ, дающие возможность регистрировать и защищать...

Реальная и ментальная: почему россияне не верят в идеи Конституции РФ

Изменение текста Конституции РФ – актуальная политическая и правовая повестка. Однако разговоры о реформе начались еще год назад,...

Законопроект о дискриминации социально незащищенных граждан прошел второе чтение

В Госдуме прошел второе чтение законопроект, которым предлагается ввести административную ответственность за отказ в предоставлении товаров и услуг...

Читаю мысли: как аналитика данных предсказывает решения судей

У технической революции в правовом поле есть не только минусы, но и глобальные плюсы. Искусственный интеллект и грамотная...

Прожиточный минимум на 2022 год и компенсация расходов на адвокатов: главные новости уходящей недели

Публичный доступ к данным о госсубсидиях, установка прожиточного минимума на следующий год и закон о системе учета рекламы...

Программы на ТВ: в каких случаях это объект авторских прав, а в каких — смежных

В действующем законодательстве телепередачи и телепрограммы к объектам интеллектуальной собственности напрямую не отнесены. Возникает вопрос: какими нормами права...

Иск по поправкам, киднеппинг и льготники: главные новости уходящей недели

Иск к президенту из-за Конституции, отмена почти 500 советских актов, увеличение программы льготного кредитования и другие новости –...

В поисках должника. Как найти информацию по цифровому следу

Когда банк сталкивается с проблемными активами, а должник старается сделать все, чтобы с банком не сталкиваться, кредитным организациям...

В Госдуму внесли законопроект о запрете коллекторам взимать долги с физлиц за услуги ЖКХ

Депутаты Государственной думы предложили запретить управляющим компаниям передавать третьим лицам право по возврату просроченной задолженности жильцов за услуги...

Новые детские пособия и нулевая ставка для IT: новости уходящей недели

Запрет на покупку валюты, второй пакет антикризисных мер и новые денежные пособия на детей. О главных новостях этой...

Без вины виноватые: роль регистраторов в спорах об интеллектуальных правах

Часто определить адресата претензий или найти способ приостановить нарушение интеллектуальных прав в интернете – непростая задача для правообладателей....

Рекорд по банкротствам и медицинская «гильотина»: важные новости уходящей недели

Зафиксированный в России рекорд по числу личных банкротств, решения очередного Пленума ВС и другие важные новости уходящей недели...

Выше руки, мягче меры: обязательные, исполнительные и принудительные работы в России

На сегодняшний день примерно каждый четвертый осужденный приговаривается к обязательным, исправительным или принудительным работам. С каждым годом их...

Множественность нарушений в сфере использования интеллектуальной собственности: за что и как привлекать к ответственности. Круглый стол Legal Academy

Интеллектуальная собственность прочно вошла в экономический оборот и заняла серьезные позиции, так как ее объекты представляют собой актив,...

Как меняется российское образование в сфере интеллектуальной собственности

Ежегодно в России регистрируется более 40 тысяч объектов интеллектуальной собственности, однако коммерциализируются из них лишь 1-2%. Исправить положение...

Что такое сервитут

Можно ли пройти к реке через огражденный участок соседа, имеет ли право спецтранспорт проезжать по вашей территории и...

Предбанкротный аудит и антикризисный комплаенс. Вебинар Legal Academy

В России растет как количество новых дел о банкротстве, так и процент привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности....

Реформа семейного права: взыскать нельзя разделить

В конце прошлого года на рассмотрение Государственной Думы РФ был внесен законопроект № 835938-7, положения которого серьезным образом...

Программы на ТВ: в каких случаях это объект авторских прав, а в каких — смежных

В действующем законодательстве телепередачи и телепрограммы к объектам интеллектуальной собственности напрямую не отнесены. Возникает вопрос: какими нормами права следует руководствоваться в вопросах их правовой охраны?

Существующий пробел в законодательстве обсудили эксперты в рамках круглого стола «Телепередачи и телепрограммы: вопросы правовой защиты» на площадке Legal Academy.

Объектом каких прав является телепередача и телепрограмма?

Заместитель начальника правового управления ГТРК «Телеканал «Россия» Александра Соковикова отмечает: в Гражданском кодексе и других законодательных актах отсутствует само определение телепередачи или телепрограммы. При этом некоторые Федеральные законы, например, «О рекламе» или «О средствах массовой информации» оперируют указанными понятиями без каких-либо расшифровок, фактически признавая их тождественными.

Зато Гражданский кодекс предусматривает такое понятие как организация эфирного и кабельного вещания, относя его к объектам смежного права.

В 1960-х годах авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежало передающим их организациям, а на произведения, включенные в эти передачи — авторам. Это было прописано в ГК. По сути закон приравнивал передачу к кинофильму, устанавливая для них одинаковую правовую охрану.

С принятием закона «Об авторском праве и смежных правах» объекты стали разделять. Появилось понятие аудиовизуального произведения и передачи организации телевизионного вещания. А в Постановлении прямо говорилось, что охранять радио- и телепередачи следует в качестве объектов смежных прав.

«Получается, что теперь те объекты, которые ранее регулировались одинаковым образом, стали охраняться по-разному. Это создает проблемы для правообладателей, которые в настоящий момент продолжают использовать то, что было создано в период действия ГК 1964 года», — констатирует Александра Соковикова.

Вопрос остаетcя неясным и для самих пользователей, которые хотят использовать эти объекты. Или даже приобрести.

«В настоящий момент сроки охраны аудиовизуальных произведений и объектов смежных прав разные. То есть объект уже может находиться в общественном достоянии. В настоящий момент четвертая часть ГК РФ закрепила понятие аудиовизуального произведения и перенесла понятие организации передачи эфирного и кабельного вещания. А вот понятия телепрограммы не вошло ни в одну статью Гражданского кодекса», — подчеркивает спикер.

Отдельное внимание эксперты уделили формату производства программ и передач на ТВ. Как он должен защищаться? По мнению адвоката московской коллегии адвокатов «Защита» Каринэ Айрапетовой, формат = секрет производства, то есть любые сведения, которые имеют коммерческую ценность для правообладателя.

«Когда мы говорим о телепрограмме и о формате, это разные произведения не только с точки зрения интеллектуальной собственности, но и материального выражения. Секрет производства реализован в руководстве к производству. Это, условно, чертежи, литературный носитель и т.д. А аудиовизуальное произведение не воспроизводит формат в том виде, в котором формат защищен секретом производства. Поэтому, как мне кажется, неправильно приравнивать формат к сценарию. Это все-таки технология», — считает она.

Как отличить аудиовизуальное произведение?

Были сформированы критерии, по которым та или иная телепередача может быть отнесена к аудиовизуальным произведениям и, как следствие, является объектом охраны авторского права:

  • она состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;
    может быть как со звуковым сопровождением, так и без него;
  • воспринимается с помощью технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения и на слух;
  • воспринимается как сложный объект;
  • создана творческим трудом авторов.

Правда, по мнению экспертов, эти критерии достаточно расплывчаты и не добавляют ясности в понимание отличий между аудиовизуальными произведениями и телепередачами.
Отличия правового регулирования телепрограммы — аудиовизуального произведения и телепрограммы, не являющейся аудиовизуальным произведением

Телепрограмма — аудиовизуальное произведение

  • требует согласия правообладателя на использование и включение в телепрограмму;
  • дальнейшее использование возможно только в пределах конкретного срока и на территории, указанных в договоре с правообладателем;
  • звуковой ряд аудиовизуального произведения не является фонограммой и не требует выплаты вознаграждения во Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности.

Телепрограмма – НЕ аудиовизуальное произведение

  • согласий на включение ее в состав сложного объекта не требуется;
  • использование осуществляется в соответствии с договором с организацией по коллективному управлению правами;
  • вопрос свободного использования коммерческих фонограмм решается либо индивидуально, либо через организацию по коллективному управлению правами

Основной критерий отличия — творчество

Директор юридического департамента Европейской Медиагруппы Дмитрий Григорьев напоминает, что в рамках закона о СМИ телепрограмма определяется как сообщение информации, то есть действие по передаче информации посредством телесигнала в рамках СМИ (телеканала).

«Если мы хотим ответить на вопрос, является ли конкретное сообщение объектом авторского права, нужно открыть четвертую часть Гражданского кодекса и понять, можем ли назвать эту информацию творческой, либо мы считаем ее обычной информацией, не имеющей творческого характера. Это, например, сообщения о фактах, новости, прогнозы погоды и так далее», — поясняет спикер.

Руководитель «Частной юридической практики Виктора Пастернака» Виктор Пастернак считает, что большая проблема судебной практики состоит в том, что в части творчества суды редко отличают критерий оригинальности от критерия новизны. И многие люди воспринимают оригинальность и новизну как синонимичные понятия. На самом деле оригинальность означает связь с автором (англ. «origin» — происхождение), результат чьей-то работы. Это вовсе не говорит о том, что телепрограмма представляет собой нечто новое.

Второй недочет состоит в том, что, согласно статье 1263 ГК РФ, аудиовизуальное произведение — это серия именно зафиксированных изображений. То есть один из главных критериев понимания аудиовизуального произведения — фиксация. При этом существует такая вещь как, например, прямой эфир и технические неполадки. Также нужно понимать, что конкретно имеется ввиду под фиксацией, учитывается ли факт просмотра программы зрителем.

Третья проблема, по мнению Виктора Пастернака, касается авторского состава.

«У нас для создания аудиовизуального произведения предполагается наличие трех авторов: режиссер-постановщик, композитор специально созданного для этого объекта музыкального произведения, и сценарист. Но на практике можно обойтись и без композитора, синопсис порой рождается в формате «здесь и сейчас», и далеко не в каждой программе есть режиссер-постановщик. Для телевидения чаще всего существует режиссер монтажа. И тут вопрос: можно ли приравнять режиссера монтажа к режиссеру-постановщику? Не факт», — поясняет эксперт.

Каждый из приведенных недочетов создает отдельную тему для дискуссии. Однако эксперты уверены, что по мере постановки новых вопросов и поиска путей их решения в этой сфере скоро наметятся позитивные изменения.

Источник изображения: pixabay.com

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest