Дивный новый мир: на ПМЮФ обсудили последствия пандемии

О том, как после завершения пандемии коронавируса изменится мир в целом и работа юристов в частности, рассуждали в...

Одна из тысячи: как выбрать лучшую социальную сеть для юрфирмы?

Век социальных сетей требует от брендов, в том числе и юридических, быть активными, современными и общительными. Однако построить...

Пилюля госрегулирования: стимулы и барьеры для развития фармацевтического рынка

Заработанные в прошлом году фармацевтическими компаниями в России 26,7 миллиарда долларов позволили отечественному рынку занять только 16-е место...

Через тернии к актуальной кадастровой стоимости. Как провести кадастровую оценку в условиях пандемии

В июле 2020 года рынок коммерческой недвижимости обрушился из-за пандемии до исторического минимума. При этом собственникам приходится платить...

«Программа тысячелетия»: достижения и новые цели России в сфере защиты прав детей

Пандемия COVID-19 обострила проблемы не только устойчивого развития, экологии и экономического роста, но и социальной ответственности, увеличив нагрузку...

Расторжение брака через нотариуса: зарубежный опыт и перспективы в России

В последние годы упрощение юрисдикционных процедур стало новым трендом, создающим для граждан дополнительные возможности при получении государственных услуг...

Правовой ликбез: договор банковского счета

Банковский счет – ключевой инструмент в финансово-банковской деятельности. Банкам он помогает формировать пассивы и кредитовать юридические и физические...

«ЕСПЧ против России»: что будет дальше?

Отношения Российской Федерации и Совета Европы, продлившиеся 26 лет, завершились 15 марта после официального прекращения членства России в...

Карта переходов: как прокурору перейти в адвокатуру, а защитнику устроиться нотариусом

В юриспруденции порыв кардинально сменить направление своей карьеры упирается не только в компетенции, но и зачастую в жесткие...

7 секретов успешного судебного выступления

Меня всегда интересовала мысль – можно ли своими усилиями добиться больших результатов в судебном процессе, можно ли как-то...

Что такое арт-вандализм и сколько придется заплатить за испорченного Ван Гога?

Десятки нападений на шедевры мирового искусства произошли за последние месяцы в крупнейших музеях планеты. Вандалы бросали торт в...

Вас много, а я один. Как соцсети в России регулируют каверы и почему им так тяжело это дается

Каверы и перепевки известных композиций кажутся чем-то неотъемлемым в повседневной жизни. Однако с развитием социальных сетей следить за...

Иск РАО к крупнейшим кинотеатрам и комиссии на эквайринг: главные новости уходящей недели

Изменение правил техосмотра автомобилей, продление упрощенной сертификации товаров, пятикратный рост мошеннических сайтов, спекулирующих на иностранных брендах. О главных...

Обзор важных определений ВС РФ по частному праву, опубликованных с 15.03.2020 по 23.03.2020

Верховный Суд РФ сформулировал несколько важных правовых позиций в области частного права. Можно ли производить зачет требований, по...

Без паники: 6 шагов для сохранения бизнеса в период эпидемии коронавируса

Распространение коронавируса уже оказывает значительное влияние на глобальную экономику и отражается на компаниях в самых разных отраслях. В...

Маски, фейки и суды: главные новости уходящей недели

Запрет российским военным рассказывать в интернете о службе, ужесточение наказаний за лесные пожары, уголовное дело за фейк о...

Выходим с низкой базы: компании в России готовы заключать больше сделок M&A

Рынок слияний и поглощений уверовал в стабильность, кадры и технологии. За несколько месяцев 2019 года российские компании, наконец,...

Правовой ликбез: залоговый счет

Одна из самый актуальных проблем банковского права — залоговый счет и залог прав по договору банковского счета. Кандидат...

“The number and variety of Russian-related cases that are considered in London is increasing”: interview with Artem Doudko

Disputes involving Russian parties or interests constitute a major share of international disputes resolved in London. What is...

Коронавирус и исполнение обязательств – новые позиции Верховного Суда

Коронавирус стал серьезным испытанием для всего человечества. Еще долго мы будем наблюдать его последствия и для мировой, и...

Программы на ТВ: в каких случаях это объект авторских прав, а в каких — смежных

В действующем законодательстве телепередачи и телепрограммы к объектам интеллектуальной собственности напрямую не отнесены. Возникает вопрос: какими нормами права следует руководствоваться в вопросах их правовой охраны?

Существующий пробел в законодательстве обсудили эксперты в рамках круглого стола «Телепередачи и телепрограммы: вопросы правовой защиты» на площадке Legal Academy.

Объектом каких прав является телепередача и телепрограмма?

Заместитель начальника правового управления ГТРК «Телеканал «Россия» Александра Соковикова отмечает: в Гражданском кодексе и других законодательных актах отсутствует само определение телепередачи или телепрограммы. При этом некоторые Федеральные законы, например, «О рекламе» или «О средствах массовой информации» оперируют указанными понятиями без каких-либо расшифровок, фактически признавая их тождественными.

Зато Гражданский кодекс предусматривает такое понятие как организация эфирного и кабельного вещания, относя его к объектам смежного права.

В 1960-х годах авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежало передающим их организациям, а на произведения, включенные в эти передачи — авторам. Это было прописано в ГК. По сути закон приравнивал передачу к кинофильму, устанавливая для них одинаковую правовую охрану.

С принятием закона «Об авторском праве и смежных правах» объекты стали разделять. Появилось понятие аудиовизуального произведения и передачи организации телевизионного вещания. А в Постановлении прямо говорилось, что охранять радио- и телепередачи следует в качестве объектов смежных прав.

«Получается, что теперь те объекты, которые ранее регулировались одинаковым образом, стали охраняться по-разному. Это создает проблемы для правообладателей, которые в настоящий момент продолжают использовать то, что было создано в период действия ГК 1964 года», — констатирует Александра Соковикова.

Вопрос остаетcя неясным и для самих пользователей, которые хотят использовать эти объекты. Или даже приобрести.

«В настоящий момент сроки охраны аудиовизуальных произведений и объектов смежных прав разные. То есть объект уже может находиться в общественном достоянии. В настоящий момент четвертая часть ГК РФ закрепила понятие аудиовизуального произведения и перенесла понятие организации передачи эфирного и кабельного вещания. А вот понятия телепрограммы не вошло ни в одну статью Гражданского кодекса», — подчеркивает спикер.

Отдельное внимание эксперты уделили формату производства программ и передач на ТВ. Как он должен защищаться? По мнению адвоката московской коллегии адвокатов «Защита» Каринэ Айрапетовой, формат = секрет производства, то есть любые сведения, которые имеют коммерческую ценность для правообладателя.

«Когда мы говорим о телепрограмме и о формате, это разные произведения не только с точки зрения интеллектуальной собственности, но и материального выражения. Секрет производства реализован в руководстве к производству. Это, условно, чертежи, литературный носитель и т.д. А аудиовизуальное произведение не воспроизводит формат в том виде, в котором формат защищен секретом производства. Поэтому, как мне кажется, неправильно приравнивать формат к сценарию. Это все-таки технология», — считает она.

Как отличить аудиовизуальное произведение?

Были сформированы критерии, по которым та или иная телепередача может быть отнесена к аудиовизуальным произведениям и, как следствие, является объектом охраны авторского права:

  • она состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;
    может быть как со звуковым сопровождением, так и без него;
  • воспринимается с помощью технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения и на слух;
  • воспринимается как сложный объект;
  • создана творческим трудом авторов.

Правда, по мнению экспертов, эти критерии достаточно расплывчаты и не добавляют ясности в понимание отличий между аудиовизуальными произведениями и телепередачами.
Отличия правового регулирования телепрограммы — аудиовизуального произведения и телепрограммы, не являющейся аудиовизуальным произведением

Телепрограмма — аудиовизуальное произведение

  • требует согласия правообладателя на использование и включение в телепрограмму;
  • дальнейшее использование возможно только в пределах конкретного срока и на территории, указанных в договоре с правообладателем;
  • звуковой ряд аудиовизуального произведения не является фонограммой и не требует выплаты вознаграждения во Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности.

Телепрограмма – НЕ аудиовизуальное произведение

  • согласий на включение ее в состав сложного объекта не требуется;
  • использование осуществляется в соответствии с договором с организацией по коллективному управлению правами;
  • вопрос свободного использования коммерческих фонограмм решается либо индивидуально, либо через организацию по коллективному управлению правами

Основной критерий отличия — творчество

Директор юридического департамента Европейской Медиагруппы Дмитрий Григорьев напоминает, что в рамках закона о СМИ телепрограмма определяется как сообщение информации, то есть действие по передаче информации посредством телесигнала в рамках СМИ (телеканала).

«Если мы хотим ответить на вопрос, является ли конкретное сообщение объектом авторского права, нужно открыть четвертую часть Гражданского кодекса и понять, можем ли назвать эту информацию творческой, либо мы считаем ее обычной информацией, не имеющей творческого характера. Это, например, сообщения о фактах, новости, прогнозы погоды и так далее», — поясняет спикер.

Руководитель «Частной юридической практики Виктора Пастернака» Виктор Пастернак считает, что большая проблема судебной практики состоит в том, что в части творчества суды редко отличают критерий оригинальности от критерия новизны. И многие люди воспринимают оригинальность и новизну как синонимичные понятия. На самом деле оригинальность означает связь с автором (англ. «origin» — происхождение), результат чьей-то работы. Это вовсе не говорит о том, что телепрограмма представляет собой нечто новое.

Второй недочет состоит в том, что, согласно статье 1263 ГК РФ, аудиовизуальное произведение — это серия именно зафиксированных изображений. То есть один из главных критериев понимания аудиовизуального произведения — фиксация. При этом существует такая вещь как, например, прямой эфир и технические неполадки. Также нужно понимать, что конкретно имеется ввиду под фиксацией, учитывается ли факт просмотра программы зрителем.

Третья проблема, по мнению Виктора Пастернака, касается авторского состава.

«У нас для создания аудиовизуального произведения предполагается наличие трех авторов: режиссер-постановщик, композитор специально созданного для этого объекта музыкального произведения, и сценарист. Но на практике можно обойтись и без композитора, синопсис порой рождается в формате «здесь и сейчас», и далеко не в каждой программе есть режиссер-постановщик. Для телевидения чаще всего существует режиссер монтажа. И тут вопрос: можно ли приравнять режиссера монтажа к режиссеру-постановщику? Не факт», — поясняет эксперт.

Каждый из приведенных недочетов создает отдельную тему для дискуссии. Однако эксперты уверены, что по мере постановки новых вопросов и поиска путей их решения в этой сфере скоро наметятся позитивные изменения.

Источник изображения: pixabay.com

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest