Госзакупки: что нужно учитывать, чтобы не попасть под статью
Главной формой экономического взаимодействия с участием государства является госзакупка. Эта сфера в настоящее время чрезвычайно востребована, особенно с учетом того, что экономическая активность снижается, и государство становится главным источником денег для экономики. Увеличивается не только число субъектов закупок, но и количество открытых в отношении них уголовных дел.
Со слов Уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, тема госзакупок в последнее время стала ключевой среди поступающих к нему обращений. Связано это с серьезными рисками, в том числе уголовными, возникающими для участников осуществления закупки.
Адвокат, руководитель практики уголовного права и процесса юридической фирмы «Инфралекс» Артём Каракасиян отмечает, что если в деле замешана хотя бы копейка бюджетных денег, то на правоохранительные органы это действует как красная тряпка на быка. Это не только непосредственно деньги из казны, но и средства государственных и полугосударственных организаций. Поэтому участникам госзакупок важно знать, как и за что они могут быть привлечены к ответственности.
Кого могут привлечь к ответственности
Существует два вида субъектов должностных преступлений:
- Лица, осуществляющие организационно-распорядительные полномочия и выполняющие административно-хозяйственные функции государственных и муниципальных органов.
- Руководители коммерческих организаций: генеральные директора, члены правления и различных коллегиальных органов и советов.
Для чиновников предусмотрено большое количество потенциальных преступлений. Это и злоупотребление полномочиями, и их превышение; дача и получение взятки; посредничество во взяточничестве; халатность. Ответственность в отношении официальных лиц от государства также предусмотрена более строгая по сравнению с лицами частными.
Для представителей коммерческих организаций существует три самых популярных уголовных состава (конечно, приведенный список не является исчерпывающим):
- статья 201 УК РФ: злоупотребление служебными полномочиями руководителем коммерческой организации;
- статья 204 УК РФ: коммерческий подкуп;
- статья 204.1 УК РФ: посредничество в коммерческом подкупе.
С 2021 года к числу должностных лиц относят людей, осуществляющих организационно-распорядительные полномочия и выполняющих административно-хозяйственные функции во внебюджетных фондах; публично-правовых компаниях; хозяйственных обществах, в высшем органе управления, где государство или муниципалитет имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % голосов; хозяйственных обществах, в которых государство или муниципалитет имеет право назначать единоличный исполнительный орган или более половины состава коллегиального органа управления; акционерных обществах с «золотой акцией» у государства. Это значит, что руководящих сотрудников государственных и полугосударственных организаций с нынешнего года приравняли к чиновникам, что повышает для них риск быть привлеченными к уголовной ответственности.
В связи с этим Артём Каракасиян предупреждает, что фактически грани между регулированием по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начали стираться.
Особенности уголовных дел в сфере госзакупок
- Повышенное внимание правоохранительных и надзорных органов.
- Заявление потерпевшего для возбуждения уголовного дела не требуется. Преференции для предпринимателей не действуют.
- Срок уголовной ответственности превышает исковую давность, что позволяет привлекать человека по истечении значительного времени после завершения контракта. Принятие работы заказчиком не гарантирует последующее отсутствие уголовных претензий.
Основания для возбуждения уголовного дела
Существуют ситуации, выявление которых практически всегда ведет к статье.
- Подписание актов о приемке товаров (работ, услуг) раньше их фактической поставки (выполнения работ или оказания услуг) либо вообще без фактической поставки. С момента перечисления денег однозначно возникает оконченный состав мошенничества.
- Выполнение работ, оказание услуг либо поставка товаров не в полном объеме, ненадлежащего качества или с нарушением сроков.
- Завышение стоимости товаров, работ или услуг. Вся система госзакупки направлена на то, чтобы выявить и реализовать минимальную цену.
Эксперт подчеркивает: в последнем случае необходимо учитывать, что рыночная цена на товар, работу или услугу может быть как типовой, так и разрозненной. Поэтому для правоохранительных органов существует широкое пространство для трактовки результатов конкурса в соответствии со своим видением ситуации.
Подробнее о том, как избежать ответственности при участии в тендере от государства, в вебинаре «Уголовные риски участия в госзакупках».
Источник изображения: pixabay.com