Как меняется российское образование в сфере интеллектуальной собственности
Ежегодно в России регистрируется более 40 тысяч объектов интеллектуальной собственности, однако коммерциализируются из них лишь 1-2%. Исправить положение может профильное образование. Почему вузам стоит пересмотреть свои программы и какие направления следует разработать, чтобы выпустить ценных специалистов?
Российский рынок интеллектуальной собственности
Сегодня вклад интеллектуальных и смежных прав в ВВП развитых стран составляет 9-12%. Количество регистрируемых объектов интеллектуальной собственности постоянно растет: один только один Китай в год регистрирует более одного миллиона объектов, это становится драйвером цифровой экономики. В России же ситуация с патентованием неоднозначна. «Прогресс последние годы развивается таким образом, что патенты, которые мы получаем в охрану, зачастую устаревают еще на стадии подачи их в патентное ведомство», – говорит профессор, ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец.
Причиной такого положения дел специалист называет прежде всего отсутствие необходимой коммуникации между авторами изобретений и непрозрачность информации о продукте, что затрудняет его внедрение в экономику и производство. «Неслучайно несколько лет назад мои коллеги создали программу IPChain, которая внедрила ряд новшеств, связанных с объектами интеллектуальной собственности. В том числе был создан единый реестр, который позволяет быстро разместить объект и получить к нему доступ, тем самым помогая решить вопрос, как этот объект будет дальше работать на рынок», – рассказывает профессор, академический директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики (Digital IP) Иван Близнец.
Второй причиной отставания России в сфере интеллектуальной собственности эксперт называет недостаток соответствующего профильного образования. Выпускники юридических вузов, которые приходят на производство, не до конца понимают, как реализовываются создаваемые продукты на практике, считает Иван Близнец. «Мы призываем наше юридическое сообщество и вузы пересмотреть свои программы и дополнить их разделами, связанными с интеллектуальной собственностью и цифровой экономикой. Мы хотим, чтобы выпускники юридических вузов приходили на производство, зная основы сферы IP, и понимали, что это напрямую влияет на развитие общества и экономики», – отмечает профессор.
Одним из первых примеров развития образования в сфере интеллектуальной собственности стала кафедра цифровой экономики Российской государственной академии интеллектуальной собственности, отмечает он.
Векторы обучения в сфере интеллектуальной собственности
Иван Близнец подчеркивает: важно, чтобы студенты имели не только общее широкое понимание сферы интеллектуальной собственности, но и узкоспециализированные знания, которые они смогут сразу же внедрять в практику. «Наш подход в том, чтобы каждый выбрал тот кусок знаний, который он считает необходимым. В связи с чем мы предлагаем четыре основных направления в сфере интеллектуальной собственности. Это вопросы, связанные с творчеством, технологиями, экономикой и обществом», – комментирует специалист.
Направление «Творчество» ориентировано на создание творческих продуктов и охватывает индустрию авторских и смежных прав, которые сегодня становятся базовыми в развитии экономики многих стран.
Направление «Технологии» создано для специалистов, которые работают с промышленной собственностью, в том числе с изобретениями, моделями, образцами, товарными знаками и географическими указаниями. Работа связана с учеными и научными учреждениям, на базе которых производятся подобные объекты.
Направление «Экономика» фокусируется на бизнесе и предпринимателях. «В целом ежегодно у нас регистрируется более 40 тысяч объектов интеллектуальной собственности. Задача стоит не только в увеличении этого числа, но и в возможности патентования любых разработок, которые производятся в научно-технической среде. Это одна из проблем, на которые стоит обратить особое внимание. Многие средства, которые вкладываются из бюджета на проведение научно-конструкторских работ и изысканий, ничем не заканчиваются. То есть объект интеллектуальной собственности, который мог бы получить защиту и быть запатентован, так и не создается», – говорит Иван Близнец. Вторая проблема – непонимание того, как зарегистрированные объекты должны дальше работать на экономику. Сегодня именно за счет объектов интеллектуальной собственности можно производить эффективную капитализацию предприятия. В крупных западных компаниях зачастую они составляют 50-80% уставного капитала. В России пирамида устроена с точностью наоборот. Лишь 1-2% объектов интеллектуальной собственности коммерциализируются и начинают приносить прибыль. А основную стоимость предприятий составляют материальные активы: земельные участки, здания и сооружения. «Мы должны поставить эту пирамиду так, как она должна стоять. Для этого нужно создать соответствующую нормативную базу, изменить налоговое законодательство в части поощрения организаций и предприятий, чтобы они были заинтересованы в постановке на баланс нематериальных активов, а также научить их получать выгоду из этих объектов», – поясняет профессор.
Наконец, последнее выделенное направление образования в сфере интеллектуальной собственности – «Общество». «Сегодня мы не можем стоять в стороне от того, как общество реагирует на все эти вопросы. Мы хотим, чтобы в этот процесс вовлекался широкий круг лиц, который стремился бы изучать общий механизм того, как работать с объектами интеллектуальной собственности. В том числе мы должны создавать в обществе уважение к этим объектам и их авторам», – считает эксперт.
Подробнее о том, какие знания получают студенты, обучающиеся на каждом из направлений, – в лекции Ивана Близнеца «Развитие образования в сфере интеллектуальной собственности».
Источник изображения: pikisuperstar – www.freepik.com