«Запретная» география. В России появится новый объект интеллектуальной собственности
С 27 июля 2020 года вступают в силу поправки к Гражданскому кодексу РФ, дающие возможность регистрировать и защищать новый объект интеллектуальной собственности – географическое указание. С помощью данного объекта можно идентифицировать производимый в регионе товар.
«Scotch», «Porto», «Havana», «Tequila» и «Roquefort» – это лишь некоторые из наиболее известных примеров наименований, ассоциирующихся во всем мире с продукцией, свойства и качества которой обусловлены ее географическим происхождением.
Появление гражданско-правового института географических указаний обусловлено вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятием обязательств по приведению национального законодательства в соответствие с ее соглашениями, в частности с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое и определяет особенности правовой охраны географических указаний.
Понятие географического указания, закрепленное в тексте поправок к Гражданскому кодексу РФ, полностью соответствует ТРИПС и определяется в качестве «обозначения, идентифицирующего происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара)» [Федеральный закон от 26.07.2019 № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»].
Таким образом, географическим указанием будет признаваться любое обозначение, которое идентифицирует товар и отвечает следующим условиям:
- товар происходит из определенной территории (географического объекта), с которой в значительной степени связаны особенные характеристики такого товара;
- на территории географического объекта осуществляется хотя бы одна из стадий производства товара, которая оказывает существенное влияние на характеристики товара.
Следует отметить, что правовой институт географических указаний не является новым для российской правовой системы. С 1992 года в Российской Федерации уже действует аналогичный правовой институт – наименования места происхождения товаров.
Однако на сегодняшний день в России зарегистрировано всего чуть больше 200 наименований мест происхождения товаров – для сравнения, количество зарегистрированных товарных знаков превышает 740 тысяч.
При этом большая часть товаров, в отношении которых предоставлена правовая охрана наименований мест происхождения товаров, это минеральная вода («Боржоми», «Нарзан», «Ессентуки»).
Такие низкие показатели обусловлены, прежде всего, тем, что существующая система предусматривает чрезмерно жесткие требования и критерии для регистрации и правовой охраны НМТП на территории Российской Федерации, которые на практике редко выполнимы. Например:
- обозначение должно содержать наименование географического объекта, а также должно быть известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами;
- все стадии производства товара, влияющие на формирование характеристик товара, должны проходить на территории географического объекта;
- производитель должен получить заключение уполномоченного ведомства, подтверждающего особые свойства товара, связанные с географическим объектом, на территории которого он был произведен.
Можно увидеть, что, если в качестве географического указания может выступать любое обозначение, позволяющее идентифицировать продукцию как происходящую с места происхождения, то в обозначение наименования места происхождения товаров должно быть обязательно включено наименование географического объекта и обозначение должно получить известность в результате его использования в отношении товара.
Более того, если для охраны товара в качестве географического указания достаточно осуществления одной стадии его производства на территории конкретного географического объекта, то для охраны наименования места происхождения товаров там должны осуществляться все стадии производства, влияющие на формирование характеристик товара. Разумеется, это вызывает множество регистрационных препятствий. Если для минеральной воды не так сложно установить химические характеристики и происхождение из определенного региона, то для более сложных по составу и процессу изготовления продуктов (например, для вина и настоек) установление индивидуализирующих характеристик, в соответствии с существующими требованиями законодателя, является проблематичным.
Для подачи документов на получение охраны географического указания не требуется какого-либо заключения уполномоченных ведомств, как для наименования места происхождения товаров. Заявитель вправе предоставить любые документы и сведения, подтверждающие, что он производит товар, обладающий необходимыми характеристиками, и они в значительной степени связаны с его географическим происхождением.
Таким образом, процедура получения правовой охраны на географическое указание является более простой и удобной по сравнению с охраной наименований места происхождения товаров. Соответственно, введение института географического указания позволит получить охрану тем обозначениям, которые не могут быть зарегистрированы в качестве наименования места происхождения товаров.
Именно поэтому появление в Гражданском кодексе РФ института географического указания представляется оправданным шагом. Институт географических указаний – это инструмент, который даст дополнительные правовые возможности для продвижения товаров, в первую очередь, региональным производителям и позволит продемонстрировать все многообразие товаров, производимых в России, которые имеют историческую и природную уникальность и являются национальным достоянием.