«Проверять отдельно каждый случай»: почему пандемия – не абсолютный форс-мажор
Является ли пандемия коронавируса обстоятельством непреодолимой силы – разговоры на эту тему в последний месяц не утихают в профессиональных кругах. 21 апреля ВС РФ опубликовал обзор, в котором заявил, что нынешняя эпидемия может быть признана форс-мажором, но не в безусловном характере. Подробнее об этой позиции рассказал кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Высшей школы экономики, партнер адвокатского бюро «Томашевская и партнеры» Всеволод Байбак.
В России к обстоятельствам непреодолимой силы сложился довольно жесткий подход. По мнению Всеволода Байбака, ими признается совершенно объективные и глобальные обстоятельства. Может ли эпидемия коронавируса к ним относиться? Да, конечно. Но прежде, чем она будет признана таковой, необходимо удостовериться, что она соответствует всем правовым признакам. Согласно статье 401 ГК РФ («Основания ответственности за нарушение обязательства»), непреодолимая сила – это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Как считает Всеволод Байбак, эта маленькая фраза при сегодняшних условиях имеет большой смысл. «При всей глобальности и объективности обстоятельств непреодолимой силы мы все равно всегда должны учитывать контекст. То есть повлияли ли обстоятельства на процесс исполнения конкретного обязательства», – утверждает специалист.
Например, сейчас закрыты многие фитнес-клубы, точки общественного питания, частные медучреждения. Для них пандемия и вводимые против нее меры, несомненно, являются обстоятельствами непреодолимой силы. «Но для производителей медицинского оборудования или для строителей, которых спешно мобилизуют для сооружения новых больничных комплексов, это, наоборот, возможность дополнительно заработать», – отмечает Всеволод Байбак.
Именно поэтому каждый случай должен отдельно проверяться на предмет того, как конкретно этому должнику данные обстоятельства мешают надлежащим образом исполнять обязательства. При этом признавать это может только суд. По этой причине справки, выдаваемые Торгово-промышленной палатой, подтверждающие форс-мажорные обстоятельства, не имеют такой большой правовой силы. «Эта справка является всего лишь одним из доказательств для суда, который исследует, насколько те или иные обстоятельства повлияли на процесс исполнения обязательства. Одним из, но не единственным. Суд имеет право с палатой не согласиться», – подчеркивает юрист.
Но если наличие форс-мажора так непросто доказать, а какие-то меры предпринимать нужно, как поступить? «Обратиться к другой правовой норме – статье 451 ГК РФ («Существенное изменение обстоятельств»)», – советует экспрет.