Правовой диалог — от прошлого к будущему: Гаагские мирные конференции

ПМЮФ — уникальная площадка для международного диалога и принятия важнейших решений, которые формируют наше будущее. Вместе с партнером...

Страховщики против COVID-19: в каких случаях бизнес может рассчитывать на возмещение?

Эксперт в сфере страховых споров Дмитрий Шнайдман, проанализировав виды договоров страхования, которые обычно заключают российские предприниматели, рассказывает, можно...

Таможенное право в 2020: новые условия и споры

Постановления Пленума ВС РФ по таможенным спорам обновляются каждые 3-5 лет и добавляют новые нюансы в их трактовку,...

Эпоха дистанта: плюсы нового трудового законодательства и забытое право на оффлайн

Как изменились трудовые отношения во время пандемии, какие преимущества дают новые нормы о дистанционной работе и почему законодатель...

Дикий Запад / Wild West

Старший научный сотрудник Brennan Center for Justice Кэролайн Фредриксон рассказывает о том, почему американская практика найма «независимых подрядчиков»...

Куда податься адвокату: частная практика или свое бюро?

Возможность начать свою адвокатскую практику или присоединиться к учрежденному коллегами бюро – закон позволяет защитникам свободно выбирать направление...

Оговорка и защита от «торпеды»: корпоративные споры в реалиях измененного арбитража

Корпоративные споры в третейских судах в России признаются экспертами наиболее острой проблемой последних лет. С вступлением в силу...

«Вирус стоит поблагодарить»: на ПМЮФ обсудили процедуру банкротства в условиях пандемии

Зарубежные и российские эксперты обсудили мораторий на банкротство, внеконкурсное оспаривание, а также субординацию займов, предоставленных акционерами в период...

«Здесь живет должник»: как коллекторы нарушают права неплательщиков

В последние годы в России принимался ряд законодательных мер по уточнению прав и обязанностей коллекторов, чтобы урегулировать их...

Недетские игры: как работает право в киберспорте

Эра компьютерных технологий порождает новые самостоятельные и устойчивые рынки. В качестве примера можно привести киберспорт — официальные соревнования...

Как юристам преодолеть стеклянный потолок? Лайфхаки от экспертов

Один из видов карьерных кризисов – стеклянный потолок. Это понимание специалиста, что больше развиваться некуда. Как определить, что...

«Проверять отдельно каждый случай»: почему пандемия – не абсолютный форс-мажор

Является ли пандемия коронавируса обстоятельством непреодолимой силы – разговоры на эту тему в последний месяц не утихают в...

Президент ПАСЕ: «Летом Парламентская ассамблея представит три доклада о коронавирусе»

В июне 2021 года Парламентская ассамблея Совета Европы презентует для обсуждения три доклада, посвященных пандемии COVID-19. Об этом...

События уходящей недели. Дайджест новостей

Введение режима повышенной готовности в России, позволение выходить на пенсию досрочно, ужесточение наказаний за продажу контрафактных лекарств и...

Как оформить опекунство над ребенком, пожилым или инвалидом?

Не каждый человек полноценно в одиночку может справляться с различными жизненными ситуациями и бытовыми вопросами — существуют так...

Параллельный импорт в России-2022. Круглый стол Legal Academy

В России легализовали параллельный импорт. Это позволит ввозить из-за рубежа оригинальные товары без согласия правообладателя. Как формируется перечень...

Не выйти из сумрака: о сложностях существования лоббизма в России

Продвижение своих интересов и взаимодействие компаний с государственной властью все еще воспринимается в России негативно, этого не изменила...

Умышленное истребление населения: как блокаду Ленинграда признали геноцидом

Блокаду Ленинграда во время Второй мировой войны признали геноцидом и военным преступлением. С соответствующим иском в суд обратилась...

«Повод продемонстрировать свою устойчивость»: на ПМЮФ обсудили положение акционерных обществ в период пандемии

Работа на удаленном режиме, социальное дистанцирование, запрет массовых мероприятий и личных контактов, кроме самых необходимых, – в рамках...

Аннулирование патента: неестественное право

Представьте себе, уважаемый читатель, что вы – обладатель патента или адвокат патентообладателя. Ответ на вопрос о том, можете...

Игры со смертью: кто несет ответственность за случайную гибель в театре и кино

К смерти героев на экранах и сценах зрители уже давно привыкли. Но истории о реальной гибели на съемочных площадках, концертах и спектаклях все еще вызывают шок и ужас. Кто несет ответственность за случайную смерть артиста или сотрудника, на какую компенсацию могут рассчитывать родственники погибшего и в каких случаях не виноват будет никто? Ответы на эти и другие вопросы — в авторской колонке юриста практики «Интеллектуальное право. Трудовые отношения и споры» юридической фирмы «Лемчик, Крупский и Партнеры» Андрея Францева.

Смерть одного — коллективная ответственность многих

21 октября 2021 года на съемках вестерна «Ржавчина» звезда Голливуда Алек Болдуин случайно застрелил оператора и ранил режиссера картины. Репетируя зрелищный кадр, актер навел ружье в сторону камеры и несколько раз взвел курок. Хотя Болдуин, по его словам, не нажимал на спусковой крючок, оружие выстрелило, причем боевыми патронами. Пуля попала в оператора Галину Хатчинс и задела стоящего позади женщины режиссера картины Джоэла Соуса. Разбирательство идет до сих пор. Все участники съемки продолжают друг друга обвинять. Некоторые винят в первую очередь самого Алека Болдуина, так как тот пренебрег одним из ключевых правил безопасности — не направлять оружие в сторону людей. Сам же актер утверждает, что просто следовал указаниям и доверял съемочной команде, которая говорила, что ружье не заряжено.

Другая трагедия случилась 9 октября 2021 года на сцене Большого театра. Артист мимического ансамбля Евгений Кулеш погиб во время показа оперы «Садко». Артист отодвигал расположенный на сцене трон, когда сверху начала опускаться декорация. Кулеш не успел среагировать, из-за чего громоздкая конструкция в виде дома опустилась на него, придавив шею. Мужчина скончался на глазах зрителей. И снова начался круговорот перекладывания вины.

Комиссия по расследованию несчастного случая под руководством трудовой инспекции признала вину актера в размере 10% — он находился в алкогольном опьянении средней степени тяжести. При этом ответственность может понести заведующая коллективом мимического ансамбля Большого театра Екатерина Миронова, которую обвиняют в нарушении должностной инструкции. Есть вероятность, что к ответственности будет привлечено и руководство Большого театра, так как трагедия расценивается как несчастный случай на производстве.

Одна из самых больших проблем в подобных историях — ответственность за случайную смерть редко лежит на одном человеке. Зачастую это коллективная вина, череда просчетов, халатности и рассеянности. Кого же тогда следует наказать? У права есть ответ на этот вопрос.

Разбирательства после смерти

В подобных кейсах в первую очередь стоит понять, на каком основании сотрудники привлечены на работу в каком-либо театральном или кинематографическом проекте: по трудовому или по гражданско-правовому договору.

Во-вторых, для каждого из вариантов существуют разные виды ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная), по которым виновные лица понесут соответствующие наказания.

Первый вариант, когда у артиста заключен трудовой договор с театром или киностудией.
По ч. 3 ст. 214 ТК РФ работодатель (т.е. театр или киностудия как организация) обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда. В частности, в настоящее время действуют Правила по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах, утвержденные Приказом Минтруда России от 16.12.2020 г. № 914н. Данные требования распространяются на все профессии, задействованные в творческом процессе, от актеров и режиссеров до каскадеров и реквизиторов.

Несчастные случаи на производстве подлежат расследованию и учету работодателем (ст. 227 ТК РФ). Порядок его проведения общий для всех. До начала расследования работодатель обязан:

  • немедленно организовать первую помощь или доставить пострадавшего в медицинскую организацию; предотвратить дальнейшее развитие чрезвычайной ситуации; сохранить обстановку, какая она была в момент происшествия, или
  • зафиксировать ее документально;
  • проинформировать о несчастном случае в течение суток Фонд социального страхования, Государственную инспекцию по труду, прокуратуру, родственников погибшего;
  • составить комиссию для расследования несчастного случая, куда входят специалисты по охране труда, представители работодателя, госинспектор по труду, представители местных госорганов по охране труда, ФСС, профсоюза и другие.

После этого начинается расследование, которое длится (если это несчастный случай со смертельным исходом) 15 календарных дней, но возможно продление еще на 15. Комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, квалифицирует событие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством, и составляет соответствующий акт.

Поскольку умершее лицо, заключившее трудовой договор, является застрахованным по обязательному социальному страхованию, то, согласно Федеральному закону от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», его дети, родители, супруг и иные нетрудоспособные лица, находившиеся на его иждивении, получают от ФСС страховые выплаты: единовременную в размере 1 миллиона рублей и ежемесячные, исчисляемые исходя из его среднего месячного заработка, но не более максимального размера, ежегодно индексируемого (с 2022 года не более 90 517 рублей 14 копеек).

К слову, ФСС вправе взыскать все перечисленные денежные средства с виновного лица, ответственного за смерть работника.

Кто виноват?

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ виновными лицами могут быть руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений организаций, специалисты службы охраны труда и иные лица, на которых в установленном законом порядке (в том числе в силу их служебного положения или по специальному распоряжению) возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 г. № 41).

То есть в случае, если художественный руководитель театра, генеральный директор киностудии или режиссер (продюсер), ответственный за постановку, не делегировали специальным приказом обязанность по обеспечению охраны труда своим подчиненным сотрудникам и специалистам по охране труда, то данная обязанность остается на них, и они являются ответственными за несчастные случаи на производстве. В частности, именно поэтому есть риск, что в деле о гибели Кулеша ответственность может понести руководство Большого театра. В то же время Алек Болдуин уже подал иск против продюсеров фильма «Ржавчина», отмечая, что не отвечал за безопасность огнестрельного оружия или найм сотрудников.

Известен и другой трагичный случай — смерть советской актрисы Инны Бурдученко на съемках фильма «Цветок на камне». В одной из сцен она должна была спасти знамя из горящего дома. Во время третьего дубля горящая балка рухнула на актрису, придавив к полу. Девушку доставили в больницу с ожогами 78% тела, спасти Инну не удалось. По итогу осудили режиссера фильма, приговорив к 4 годам лишения свободы.

Помимо уголовной ответственности (ч. 2 ст. 143 УК РФ), руководящие лица могут нести дисциплинарную ответственность (нарушение работником требований охраны труда, повлекшее за собой тяжкие последствия, является грубым нарушением трудовых обязанностей, за которое предусмотрено увольнение) и гражданско-правовую: компенсации близким родственникам умершего артиста причиненного им морального вреда (от полумиллиона до нескольких миллионов рублей); возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, в случае если этот вред превышает страховые выплаты от ФСС; возмещения расходов на погребение.

Когда не виноват никто?

В случае, если артист заключил гражданско-правовой договор (оказания услуг, подряда, об исполнении роли и т.д.), дела обстоят сложнее. Действует принцип свободы договора, согласно которому условия определяются по усмотрению сторон. Следовательно, необходимо ознакомиться с условиями заключенного договора.

Если вышеописанных в первом варианте положений данный договор не содержит, Заказчик, с которым заключен договор (те же театр и киностудия, продюсерский центр), формально не обязан обеспечивать безопасные условия труда исполнителю, проводить расследование несчастных случаев на производстве в соответствии с ТК РФ. Если заказчик не обязан отчислять страховые взносы в ФСС, то родственники умершего не получат страховых выплат.

Договором может быть предусмотрено возмещение вреда в увеличенном размере (п. 3 ст. 1085 ГК РФ). Особенно это характерно для профессий, связанных с риском для жизни (каскадеры, дрессировщики и другие), но это условие должно быть именно включено в договор. Чаще всего на практике представители таких профессий заключают договоры личного страхования со страховыми компаниями для получения страховых выплат.

Согласно вышеуказанным разъяснениям Верховного Суда РФ, если несчастный случай произошел с лицом, которое выполняло работы или оказывало услуги на основании гражданско-правового договора, в действиях заказчика соответствующих работ или услуг отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 г. № 41). Он не несет ни дисциплинарную, ни уголовную ответственность.

Однако родственники умершего исполнителя минимально, но защищены и в таком случае. В связи со смертью гражданина правоохранительные органы проводят проверку, предварительное расследование (следствие или дознание), устанавливают обстоятельства и причины смерти, виновных в смерти лиц. Если таковые найдутся, то они несут уголовную ответственность, но уже по других статьям УК РФ (убийство или причинение смерти по неосторожности), а также гражданско-правовую ответственность в виде возмещения вреда по потере кормильца в полном объеме, компенсации морального вреда и возмещения расходов на погребение.

В случае, если следствие установит, что ничьей вины в смерти деятеля культуры не было, то ни уголовная, ни гражданская ответственность не наступает. Тогда только определенные члены семьи умершего (нетрудоспособные иждивенцы или дети) будут иметь право на получение пенсии по потере кормильца и пособие на погребение от государства.

Есть надежда, что резонанс обозначенных выше дел остановит работодателей и заказчиков пренебрегать соблюдением требований по охране труда, чтобы их постановки не перерастали в одну лишь трагедию.

Источник изображения: кадр из фильма «Однажды в Голливуде»

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest