Музеи: из статики в динамику
С удовольствием представляю вашему вниманию тезисы доклада, с которым я выступил на Петербургском Международном Юридическом Форуме 9½: законы коронавируса 10 апреля 2020 года. Это была содержательная и глубокая дискуссия с выдающимися членами нашей сессии об основных вопросах, возникающих в период карантина, который весь мир переживает из-за COVID-19.
Введение
Словно мотоцикл, до февраля 2020 года мир мог стоять сам по себе, потому что находился в движении, но теперь он был вынужден остановиться – и рухнуть.
До сих пор мы жили в эпоху ускорения исторического времени. В течение 20-го и начала 21-го веков продолжительность социального и экономического цикла сокращалась. Сейчас мы переживаем быстрый спад, резкое обратное движение. Ситуация похожа на обратный эффект домино, когда все поворачивается другой стороной. До недавнего времени музей играл статичную роль; чтобы его посетить, публика играла движущую роль. Сегодня двигаться должен динамичный музей, чтобы посетить дома статичной публики.
В Интернете предлагается много контента, и музеям приходится создавать и обустраивать свое собственное место в виртуальном пространстве.
Далекая поездка до музея становится рискованной, или, по крайней мере, сопровождается мерами предосторожности, которых раньше и не существовало. Подобно сокращению количества объятий, очные контакты с произведениями искусства возникают все реже. Любителям искусства в Интернете гораздо труднее рассмотреть детали и по достоинству оценить оригинальное произведение искусства, к примеру, картину В.В. Кандинского «Зимний пейзаж» в Эрмитаже, чем увидеть скульптуры братьев Кампана в Музее современного искусства Рио-де-Жанейро. И все это происходит в то время, когда музеи начали расширять свое физическое присутствие по всему миру, например, музей Гуггенхайма в Бильбао и Лувр в Объединенных Арабских Эмиратах.
Сегодня в условиях карантина, введенного во многих странах, люди переживают своего рода вынужденный «творческий отпуск». Эта ситуация дарит уникальную возможность для культурного и эмоционального обогащения. Обеспечить ее широкой публике могут и должны музеи как хранители искусства.
В этой статье я постараюсь объективно перечислить некоторые аспекты, которые могут поспособствовать работе музеев в карантинный период и за его пределами:
1. Онлайн-выставки
Международный совет музеев (ИКОМ) провозгласил: «У музеев нет границ; у них есть сеть». Онлайн выставки, лишь дополнявшие физические, теперь играют ключевую роль в связи с временной – будем надеяться – невозможностью физического доступа в музеи.
Музеи, у которых есть дополняющие друг друга произведения искусства, могут совместно организовывать онлайн-выставки, что намного проще – ведь не будет никаких затрат на перевозки или дополнительную страховку. В ходе дискуссии на Форуме Михаил Швыдкой согласился с тем, что совместные выставки могут стать новым способом встречи онлайн-посетителей и показа художественных коллекций по всему миру.
2. Образование
Особого упоминания заслуживает то, что карантин – это возможность для музеев использовать свой образовательный сектор для развития новых видов деятельности, что поможет сформировать новую, в первую очередь детскую, аудиторию.
Важно показывать текущие и прошедшие выставки, но карантин – это уникальная возможность привлечь внимание детей к особым формам созерцания искусства.
3. Доступность и инклюзивность
В мире огромное количество людей с разными возможностями здоровья. Для людей со слабым зрением подходит звуковая передача информации. Таким образом, возрастает значение звуковых описаний, подобных тем, что записывают для картин в аудиогиды, которые выдаются на входе в музеи. Их можно адаптировать для слабовидящих людей. Для слабослышащих людей принципиально давать объяснения на языке жестов. В соответствии с мировыми правилами веб-сайт музея должен ясно и недвусмысленно информировать посетителей об инфраструктуре для посетителей с ограниченными возможностями. Кроме того, перевод веб-сайта музея на несколько языков привлекает публику и расширяет охват.
С юридической точки зрения: бразильские законы, к примеру, предусматривают санкции в отношении организаций, которые ограничивают доступ к культуре людям с особыми потребностями. Это общемировая практика, и музеи должны знать, что несоблюдение подобных правил может повлечь крупные штрафы. Веб-сайты музеев должны предоставлять инклюзивные ресурсы и ясно и недвусмысленно информировать о доступности музея для разных категорий граждан. Это социальная функция и вопрос обеспечения прав человека.
4. Временная и сегментированная реклама
Период карантина можно использовать для тематической спонсорской поддержки, так как потенциальная аудитория онлайн-мероприятий огромна. Целые семьи сидят в изоляции дома и нуждаются в развлечениях или культуре. Это аудитория «узников», готовых потреблять любой контент и рекламу корпораций и спонсоров.
Проведение виртуальных выставок откроет возможности для привлечения новых спонсоров, чьи бренды будут ассоциироваться уже не со старой концепцией статичных музеев, а с динамичностью, подвижностью и легкостью виртуальной среды. Существенное значение имеют коммерческие партнерства в области телекоммуникаций и финансов. Юридически возможно сегментировать спонсорские договоры по различным регионам мира. Это снизит затраты и увеличит доходы, поскольку музей сможет иметь больше спонсоров, предоставляющих меньший объем помощи, и создавать региональные партнерства.
5. Живые выступления
Без посетителей в музее художники и артисты могут рисовать, заниматься скульптурой, танцевать и так далее, демонстрируя это зрителям в назначенное время. Я хотел бы обратить внимание на наличие у художников и артистов авторских прав в случае проведения онлайн трансляции, а также на исключения из них, когда речь идет о деятельности музеев, что также отметили в своих выступлениях Ольга Любимова и Анита Дифанис.
6. Количество посещений и технические ресурсы
Объем аудиовизуальных материалов музея обычно увеличивается с ростом количества посетителей (к примеру, пятичасовое посещение Эрмитажа). С юридической точки зрения я хотел бы отметить две вещи:
a) Важно отметить, что созданный контент должен быть музейной собственностью, а музей должен быть правообладателем. Музей владеет произведением искусства, и, соответственно, аудиовизуальная запись коллекции будет также принадлежать музею. В договорах в этом отношении все должно быть четко прописано.
b) В договорах с работниками музея, которые выступают публично, должна быть прямо предусмотрена возможность для этого. Это позволит музею выплачивать работникам соответствующее вознаграждение и избежать претензий.
7. Сохранение наследия и поощрение пожертвований
На сегодняшний день произведение искусства является не только объектом частного или общественного эстетического восприятия, символом власти и истории культуры, но и объектом значительных инвестиций. Крупные компании собирают внушительные коллекции, которые, помимо красоты, отличаются еще и ценностью для наследования. Обычно произведения искусства из крупных коллекций переходят из рук в руки по правилу трех «D»: долга (Debt), развода (Divorce) или смерти (Death).
Очень важно, чтобы у музеев была разработанная стратегия поощрения коллекционеров, жертвующих музеям свои коллекции, полностью или частично, при жизни или после смерти. Наследники не всегда заинтересованы в сохранении художественных коллекций, полученных от своих предков. Иногда у них также нет на это средств.
8. Научная работа и каталогизация
В сфере научной работы определенную сложность представляет процесс преобразования физической коллекции в цифровую. Индексирование файлов требует особой осторожности, а предоставление онлайн доступа к документам потребует исключительного внимания. Главное преимущество цифровизации в том, что документы не будут постоянно трогать руками, что обеспечит их цельность и сохранность. Выдача официального сертификата подлинности копии могла бы стать хорошей практикой для подтверждения оригинальности предметов и документов. Мир уже движется в направлении создания цифрового нотариата – базы данных, построенной по технологии блокчейн, чтобы предотвратить изготовление контрафакта и идентифицировать оригинальный документ с помощью различных технических средств. Настоятельно рекомендуется проверять провенанс и доказательства права собственности на предмет искусства с момента его создания и первой продажи при передаче документа по цепочке.
Как же будут работать каталоги? «Публикации» в высоком разрешении можно продавать по небольшой цене. Современная экономика строится на продаже не малого количества товаров по высокой цене, а большого количества товаров по более низким ценам. Конечный продукт более выгоден для тех, кто продает, и не так дорог для тех, кто покупает. Также всегда есть возможность взимания платы за доступ, как в некоторых библиотеках, – конечно, тоже невысокой. Обсуждению этого вопроса было уделено отдельное внимание на совещании под эгидой ВОИС в Женеве в октябре 2019 года.
9. Технология дистанционной печати
Все более подкованная в области технологий аудитория может покупать товары из музейных магазинов, распечатывая скульптуры или объекты дизайна на 3D-принтерах, а картины на принтерах высокого разрешения. Это бы упростило контроль за производством комплектующих, уменьшило потери и упростило учет запасов.
10. Заключение
Мы наблюдаем кардинальные перемены. Внезапно и неожиданно мир резко остановился. Подобно тому, как велосипед может двигаться и находиться в вертикальном положении только благодаря человеку, музеи до сегодняшнего дня зависели от посетителей, которые не давали им упасть, так сказать, держали музеи на ногах. В этой новой реальности физическая связь с посетителями заменяется виртуальной, и теперь музеи должны двигаться сами и принимать виртуальных посетителей.
С уменьшением физического контакта уменьшатся и расходы на страхование и транспортировку предметов искусства, а роль меценатов, дарителей и «Ассоциаций друзей» останется значимой (как в случае с «Друзьями Музея современного искусства Рио-де-Жанейро» и «Друзьями Городского театра Рио-де-Жанейро»). Осмотрительная, но непрерывная работа юристов должна внести вклад в адаптацию договоров и правового положения музеев, обеспечивая комфорт, безопасность и защиту учреждений, художников и посетителей.
Препятствия – это лишь повод показать, на что способен человек для их преодоления. Как сказал Михаил Пиотровский, слово «Эрмитаж» означает «приют отшельников». Мы, как настоящие «отшельники», сейчас можем и должны сотрудничать для укрепления трех составляющих здоровых отношений между людьми: разума, эмоций и воображения.