Пять главных изменений в законе о госзакупках
Федеральный закон № 44 о госзакупках вновь претерпел изменения: очередной пакет поправок вступил в силу с 1 июля 2019 года. Поправки призваны сделать процедуру проще, быстрее и прозрачнее, но предприниматели, чиновники и корпоративные юристы пока только привыкают к новым правилам. О самых главных новшествах и о том, как они повлияют на рынок, LFA рассказал начальник отдела антимонопольного контроля и энергетики УФАС России по Ленинградской области, ассистент кафедры правовой защиты экономической конкуренции СПбГУ Руслан Абейдуллин.
Реестр участников
Одно из основных нововведений – реестр участников закупки, который ведут операторы электронных площадок. По нему проверяются документы или их копии, подтверждающие, что конкурсант соответствует дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. №99 (ст. 62 Закона о контрактной системе). Речь идет о том, что заявитель должен подтвердить наличие профильной квалификации и необходимого опыта для выполнения заказа. Не выполнив этого условия, он не сможет рассчитывать на участие в конкурсе.
«Если не разместить в реестре свои сведения, то заявку с установленными дополнительными требованиями к участникам закупок подать не получится. Дело в том, что эти данные отправляются оператором электронной площадки. При отсутствии этой документации, заявка отклоняется», – объясняет Руслан Абейдуллин.
Подорожание «коротких» аукционов
С 1 июля 2019 года извещения о «коротких» аукционах следует размещать в ЕИС не позднее, чем за семь дней до того момента, как подача заявок будет остановлена. Кроме того, повысилась начальная максимальная цена контракта для таких закупок.
«До внесения этой поправки максимальный предел начальной максимальной цены контракта составлял 3 млн рублей. Сейчас эта цифра выросла до 300 млн рублей, а если закупка касается строительных работ – до 2 млрд рублей», – говорит эксперт.
Помните, что закупки регулируются разными законами! Хотите разобраться во всех нюансах? Смотрите видео адвоката Екатерины Смирновой на Legal Academy, в котором эксперт рассказывает, какие проблемы возникают на практике при применении 223-ФЗ. Вы также можете записаться на онлайн-курс «Актуальные правовые вопросы заключениядоговоров по результатам государственных (муниципальных) закупок» и разобраться в противоречивых позициях судебных и антимонопольных органов.
Работа на ускорение
В числе важных изменений – срок рассмотрения первых частей заявок, поступивших от конкурсантов для участия в электронном аукционе. Он сократился до трех рабочих дней. И если раньше дата проведения аукциона назначалась по прошествии двух дней после того, как все заявки приняты и изучены, то теперь этой задержки не будет. Согласно новой редакции закона, конкурс проводится почти сразу – на следующий рабочий день после рассмотрения поступивших заявок участников.
«Эта поправка влияет на ускорение процесса осуществления закупки. То есть, заключение контракта по результатам закупки будет происходить в более короткие сроки», – говорит Руслан Абейдуллин.
Строительные работы
Новая редакция ФЗ-44 предусматривает послабления для участников строительных закупок. Так, если речь идет о строительстве, реконструкции, капремонте или сносе объекта, то, описывая закупку, заказчик должен внести в нее проектную документацию, если, конечно, госзакупка не касается непосредственно разработки таковой.
«Если участник подал заявку, и она не была возвращена оператором, то он считается допущенным к участию в процедуре. Протокол заказчику в данной ситуации оформлять не требуется», – объясняет Руслан Абейдуллин.
Первые две части заявок оператор должен направить заказчику через час, после того, как протокол проведения электронного аукциона был размещен. Сам аукцион проводится спустя четыре часа после завершения подачи заявок
Замена победителя
В случае, если контракт с победителем аукциона был расторгнут, заказчик имеет право заключить его с другим конкурсантом, предложившим такую же или более выгодную, чем у конкурента, сумму. В новом договоре, уже с другим участником, необходимо рассмотреть и учесть его пожелания, а также долю выполненных обязательств предшественником. Это позволит выполнить поставленные задачи без объявления нового электронного аукциона.
Если же разрыв произошел в одностороннем порядке – со стороны организатора закупки – исполнителя включают в РНП, Реестр недобросовестных поставщиков.
«Однако это не касается товаров и услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения с применением антидемпинговых мер», – сказал эксперт, отметив, что речь идет о продовольственных товарах, средствах экстренной или неотложной медицинской помощи, лекарствах, топливе.