«Здесь живет должник»: как коллекторы нарушают права неплательщиков

В последние годы в России принимался ряд законодательных мер по уточнению прав и обязанностей коллекторов, чтобы урегулировать их...

Чем поможет Bankro.TECH? Опыт «Сбербанка»

В России в процедуре банкротства находятся более 40 тысяч компаний и около 44 тысяч граждан. В каждой процедуре...

Служебные произведения и авторское вознаграждение: что нужно знать каждому работодателю

Ни один работодатель не застрахован от судебных споров с работником или третьими лицами, когда дело касается интеллектуальной собственности....

Все предусмотрено: зачем бизнесу нужна диагностика?

Эксперт в области структурирования бизнеса, налоговых споров, сделок по приобретению ликвидных активов и структурированию сделок Людмила Круглова объясняет,...

Сфера обслуживания: на что на самом деле имеет и не имеет право школа?

Можно ли отчислить хулигана, третирующего весь класс? А отобрать телефон «до звонка» или выгнать из класса за плохое...

Брачный договор: зачем и кому нужен?

Об особенностях брачных договоров в России и в Европе рассказывает лектор Российской школы частного права и Московской высшей...

Мораторий на проверки бизнеса в 2023 году: к кому придут и на каких основаниях

Большую часть российского бизнеса освободят от проверок в 2023 году. Соответствующее постановление подписал председатель Правительства Михаил Мишустин. Надзорные...

Выплата алиментов после 18 лет

18 лет — возраст, когда родители снимают с себя все виды ответственности за ребенка, и совершеннолетний, наконец, становится...

Встречают по одежке: как правильно провести первую встречу с клиентом?

Как произвести нужное впечатление на клиента, чем никогда нельзя пренебрегать при первой встрече и может ли улыбка быть...

Строго-настрого: дисциплинарная ответственность клубов перед УЕФА

Спортивное право распространяется не только на действия клубов и команд, но и на болельщиков. Эксперт в области спортивного...

Что такое апелляционная жалоба?

Практически в любой спорной ситуации последней инстанцией для ее разрешения является суд, который встает на сторону одного из...

Адвокат Кудерко: россиянам готовят ограничения на сбор кедровых орехов

Госдума в первом чтении одобрила законопроект, устанавливающий ограничения на сбор кедрового ореха. Новация призвана бороться с бесконтрольным экспортом...

Пандемия коронавируса: правовые вызовы

Распространение COVID-2019 в мире и на территории России вынуждает государственные органы быстро реагировать и вносить значительные коррективы –...

Через тернии к актуальной кадастровой стоимости. Как провести кадастровую оценку в условиях пандемии

В июле 2020 года рынок коммерческой недвижимости обрушился из-за пандемии до исторического минимума. При этом собственникам приходится платить...

Фейки, маски и банкротства: главные новости уходящей недели

Жалоба в ЕСПЧ на приговор за фейки о коронавирусе, борьба полиции с фейковыми роликами, отмена масочного режима в...

«Готовим долги на Оскар»: как правильно проводить транснациональное взыскание долгов

Все чаще к юристам приходят клиенты с просьбой взыскать все свои долги – «под ключ». Адвокат и партнер...

«Дьявол кроется в процессуальных деталях». Новые вызовы в отечественном исполнительном производстве

За 2019 год в России из 103 миллионов исполнительных производств фактическим исполнением завершилось чуть больше 30%. Данная статистика...

«Сторона должника далеко не беспомощна»: на ПМЮФ обсудили способы урегулирования проблем с контрагентами

Какие меры принимать компаниям, если контрагенты не исполняют обязательства из-за пандемии, и как право может помочь должникам, обсудили...

Президент ПАСЕ: «Летом Парламентская ассамблея представит три доклада о коронавирусе»

В июне 2021 года Парламентская ассамблея Совета Европы презентует для обсуждения три доклада, посвященных пандемии COVID-19. Об этом...

IV Международная научно-практическая конференция «Право и современная экономика: новые вызовы и перспективы»

Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного экономического университета проведет в IV Международную научно-практическую конференцию «Право и современная экономика: новые вызовы...

Реформа муниципального контроля: значимые нововведения и новые формы надзора

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 248-ФЗ, который лег в основу большой реформы регуляторной составляющей государства и муниципальных образований. Какие новшества в муниципальном контроле в скором времени произойдут в стране, рассказал советник в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации Алексей Пахомов.

Виды муниципального контроля и его правовое регулирование

Принятый 31 июля 2020 года Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» устанавливает в стране три вида надзора: федеральный государственный, региональный государственный и муниципальный контроль. Как считает советник в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации, эксперт Минэкономразвития России Алексей Пахомов, одна из основных проблем осуществления муниципального надзора в России – отсутствие перечня видов муниципального контроля.

«Их регулирование находится в разных законодательных актах, часто в отраслевых. В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть только некоторые виды муниципального контроля, при этом их правовое регулирование до конца не понятно. Поэтому перед разработчиками реформы контрольно-надзорной деятельности стояла задача создать систему, когда все виды контроля, в том числе муниципального, будут как для правоприменителей, так и для органов власти понятными», – говорит Алексей Пахомов.

Изначально существовала идея создания некоего перечня муниципального и регионального контроля, который должен был быть приложением к новому федеральному закону, но от этой задумки отказались. Сейчас, рассказывает эксперт, уже ведется разработка закона-спутника, которым должен будет упорядочить все виды надзора, которые осуществляются и будут осуществляться в стране с 1 июля 2021 года.

Федеральный закон № 248 также предусматривает введение реестра видов государственного и муниципального контроля, оператором которого выступит Министерство экономического развития. По мнению Алексея Пахомова, реестр позволит создать системный взгляд на муниципальный контроль в стране, так как будет содержать не только информацию о его видах, но и об органах муниципального контроля и их полномочиях.

Еще одно крайне важное нововведение, на которое обращает внимание эксперт, – положение о том, что если на территории муниципального образования нет объекта контроля, то такой вид надзора может не осуществляться. «При подготовке законодательных актов, связанных с реформой, это был один из ключевых запросов муниципального сообщества. Органы местного самоуправления часто вынуждены организовывать и принимать нормативные акты, регламенты о деятельности, связанные с теми видами контроля, которые в муниципальном образовании фактически не осуществляются», – объясняет Алексей Пахомов.   

Правовое регулирование муниципального контроля тоже претерпело существенные изменения. Новый закон устанавливает, что до 1 июля 2021 года также должны быть приняты федеральный закон о видах контроля и постановление правительства об общих требованиях к региональному и муниципальному контролю. Помимо этого, до 1 января 2022 года каждым представительным органом муниципальных образований должно быть принято положение о виде муниципального контроля. После этого удастся получить полную картину, связанную с регулированием всех видов государственного и муниципального надзора, считает эксперт.

Алексей Пахомов указывает на еще одно новшество в законе – в нем нет упоминания административных регламентов, которые на сегодняшний день применяются при организации муниципального контроля. С 1 июля 2021 года данный акт на муниципальном уровне больше приниматься не будет.   

Проведение муниципального контроля: профилактические и надзорные мероприятия

В новой реформе особую роль играет профилактика. В обновленной регуляторной политике она будет находиться в большем приоритете, чем контрольно-надзорные мероприятия, подчеркивает лектор. В самом законе профилактические мероприятия даны общим перечнем. Однако для лучшего понимания Алексей Пахомов разделяет их на две группы: публично-профилактические мероприятия и индивидуально-профилактические.

Публично-профилактических мероприятий только два – это информирование и обобщение правоприменительной практики. Индивидуально-профилактические мероприятия эксперт делит на меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование и профилактический визит.

Закон устанавливает, что некоторые виды профилактических мероприятий должны проводиться в обязательном порядке. Так, для органов местного самоуправления такими мероприятиями будут информирование и консультирование. При этом один из важнейших принципов профилактики, подчеркивает Алексей Пахомов, – добровольность. Даже если это профилактический визит и он обязателен, контролируемое лицо всегда может от него отказаться, объясняет советник.

Ключевое место в новом федеральном законодательстве заняло понятие контрольно-надзорных мероприятий. Они разделяются на контрольно-надзорные мероприятия с взаимодействием и без него. Первый тип уже знаком органам местного самоуправления и органам муниципального контроля, он включает:

  • контрольную закупку;
  • мониторинговую закупку;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарную проверку;
  • выездную проверку.

В числе новых мероприятий – инспекционный визит. «Это мини-проверка, когда орган муниципального контроля выезжает в течение одного рабочего дня без уведомления контролируемого лица и осуществляет какую-то небольшую проверку обязательных требований», – поясняет Алексей Пахомов.

Непривычным может также стать новый вид контрольной закупки, которая была разделена на собственно контрольную закупку и мониторинговую. Отличие в том, что мониторинг – проверка качества товаров, а контрольная закупка – проверка правильности осуществления сделки. «Новшество нового закона – контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия. Их два: наблюдение за соблюдением и выездные обследования. Суть их в том, что органы контроля могут осуществлять сбор информации о деятельности контролируемых лиц, не предупреждая их об этом. Эту информацию органы контроля могут брать из разных источников, в том числе из информационных систем, информации, предоставленной самими контролируемыми лицами. По итогу контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия лицо не может привлекаться к ответственности, но последствием может быть возбуждение и назначение иного мероприятия, в том числе со взаимодействием», – говорит советник. Он также напоминает, что конкретные виды контрольно-надзорных мероприятий устанавливаются в «Положении о виде контроля», которое принимается органами местного самоуправления самостоятельно.

Другое нововведение Федерального закона № 248 – понятие контрольно-надзорного действия. Им может быть осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор образцов, инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент. Именно из этих действий будут формироваться контрольно-надзорные мероприятия. «Например, проверка осуществляется при наборе всего перечня контрольно-надзорных действий. А выездное обследование допускает только осмотр и инструментальное обследование», – объясняет эксперт.

Какова специфика деятельности должностных лиц? Что разрешается делать инспектору при рейдовом осмотре и иных мероприятиях и как защитить свои права, если инспектор превысил свои полномочия? Подробности – в лекции Алексея Пахомова «Муниципальный контроль в новом федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в российской федерации»: особенности концепции».

Источник изображения: rawpixel.com – www.freepik.com

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest