Читаю мысли: как аналитика данных предсказывает решения судей

У технической революции в правовом поле есть не только минусы, но и глобальные плюсы. Искусственный интеллект и грамотная...

Кто здесь главный: нужно ли закреплять приоритет Конституции над международными договорами

Депутаты Госдумы в первом чтении единогласно приняли поправки к Конституции, второе чтение ожидается совсем скоро. Проект, в частности,...

Суровое наказание за пытки и домашние побои: главные новости уходящей недели

В России могут ужесточить ответственность по ряду статей. Более суровое наказание может ждать тех, кто пытается обманывать граждан,...

Строго-настрого: дисциплинарная ответственность клубов перед УЕФА

Спортивное право распространяется не только на действия клубов и команд, но и на болельщиков. Эксперт в области спортивного...

Думай как бизнесмен: 4 лайфхака, которые пригодятся каждому юристу

На стремительно развивающемся профессиональном рынке без бизнес-навыков не обойтись никому. «Сфера» изучила советы зарубежных специалистов и нашла самые...

Чем поможет Bankro.TECH? Опыт «Сбербанка»

В России в процедуре банкротства находятся более 40 тысяч компаний и около 44 тысяч граждан. В каждой процедуре...

Правительство РФ остановило вывоз медицинских масок за границу

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, которое вводит временный запрет на вывоз из страны медицинских масок и ряда...

Кто есть кто: как определить оферту и акцепт в сфере закупок

Оферта и акцепт – понятные и всем известные стадии заключения договоров. Вот только в процедуре заключения государственных и...

Здесь могла быть ваша реклама: нужно ли юристам рекламировать себя и как это делать правильно?

Давать рекламу или нет – зависит от целей и амбиций юридической компании, и не важно, крупная она или...

«Гарри Поттер и составы преступлений»: разбираем новогодние фильмы по УК РФ

Пора посмотреть на новогоднюю киноклассику под другим углом – через призму уголовного закона. Какие преступления лежат в основе...

Как построить эффективную корпоративную культуру: 10 принципов

Корпоративная культура способна коренным образом повлиять на успешность бизнеса, как в позитивном, так и в негативном ключе. О...

Охранная зона ЛЭП: как собственнику защитить свою недвижимость от сноса

Если рядом с вашей недвижимостью расположены линии электропередачи, вас могут заставить снести постройку. Но есть шанс этого избежать....

Саморегулирование в сфере ИИ обсудили эксперты на ПМЮФ

Зачем компании самостоятельно разрабатывают кодексы этики? В ходе сессии «Кодексы этики как форма саморегулирования» на Петербургском Международном Юридическом...

Запрещенные соцсети и «золотая» бумага: главные новости уходящей недели

ФАС проверит обоснованность роста цен на офисную бумагу, хлебопекам направят 2.5 млрд рублей из госказны, а компанию Meta*...

Что было, что будет, на чем успокоится сердце маркетолога в юридическом бизнесе

Согласно опубликованному 16 декабря ежегодному исследованию Lexis Nexis InterAction «Маркетинг и развитие бизнеса в юридических фирмах», в 2019...

Цифровой рубль: область применения, преимущества и проблематика

Банк России к концу 2021 года планирует начать тестирование и пилотирование прототипа цифрового рубля. Несмотря на то, что...

Ошибки и нарушения закона по делам о коррупционных и должностных преступлениях. Вебинар Legal Academy

Ведение дел о коррупционных и должностных преступлениях может обернуться «головной болью» и для стороны обвинения, и для стороны...

Предбанкротный аудит и антикризисный комплаенс. Вебинар Legal Academy

В России растет как количество новых дел о банкротстве, так и процент привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности....

На пленарном заседании ECUMENE-2022 обсудили подходы к глобальному устойчивому развитию

Климатические изменения, глобальная пандемия, экономический кризис – в последние годы эти вопросы наиболее остро встали перед всей мировой...

«Раскрывай или объясняй»: на ПМЮФ обсудили практику внедрения ESG-принципов

Зачем нужен ESG-рейтинг, какие инициативы по устойчивому развитию принимаются уже сейчас и как крупнейшие компании на практике внедряют...

Реформа муниципального контроля: значимые нововведения и новые формы надзора

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 248-ФЗ, который лег в основу большой реформы регуляторной составляющей государства и муниципальных образований. Какие новшества в муниципальном контроле в скором времени произойдут в стране, рассказал советник в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации Алексей Пахомов.

Виды муниципального контроля и его правовое регулирование

Принятый 31 июля 2020 года Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» устанавливает в стране три вида надзора: федеральный государственный, региональный государственный и муниципальный контроль. Как считает советник в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации, эксперт Минэкономразвития России Алексей Пахомов, одна из основных проблем осуществления муниципального надзора в России – отсутствие перечня видов муниципального контроля.

«Их регулирование находится в разных законодательных актах, часто в отраслевых. В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть только некоторые виды муниципального контроля, при этом их правовое регулирование до конца не понятно. Поэтому перед разработчиками реформы контрольно-надзорной деятельности стояла задача создать систему, когда все виды контроля, в том числе муниципального, будут как для правоприменителей, так и для органов власти понятными», – говорит Алексей Пахомов.

Изначально существовала идея создания некоего перечня муниципального и регионального контроля, который должен был быть приложением к новому федеральному закону, но от этой задумки отказались. Сейчас, рассказывает эксперт, уже ведется разработка закона-спутника, которым должен будет упорядочить все виды надзора, которые осуществляются и будут осуществляться в стране с 1 июля 2021 года.

Федеральный закон № 248 также предусматривает введение реестра видов государственного и муниципального контроля, оператором которого выступит Министерство экономического развития. По мнению Алексея Пахомова, реестр позволит создать системный взгляд на муниципальный контроль в стране, так как будет содержать не только информацию о его видах, но и об органах муниципального контроля и их полномочиях.

Еще одно крайне важное нововведение, на которое обращает внимание эксперт, – положение о том, что если на территории муниципального образования нет объекта контроля, то такой вид надзора может не осуществляться. «При подготовке законодательных актов, связанных с реформой, это был один из ключевых запросов муниципального сообщества. Органы местного самоуправления часто вынуждены организовывать и принимать нормативные акты, регламенты о деятельности, связанные с теми видами контроля, которые в муниципальном образовании фактически не осуществляются», – объясняет Алексей Пахомов.   

Правовое регулирование муниципального контроля тоже претерпело существенные изменения. Новый закон устанавливает, что до 1 июля 2021 года также должны быть приняты федеральный закон о видах контроля и постановление правительства об общих требованиях к региональному и муниципальному контролю. Помимо этого, до 1 января 2022 года каждым представительным органом муниципальных образований должно быть принято положение о виде муниципального контроля. После этого удастся получить полную картину, связанную с регулированием всех видов государственного и муниципального надзора, считает эксперт.

Алексей Пахомов указывает на еще одно новшество в законе – в нем нет упоминания административных регламентов, которые на сегодняшний день применяются при организации муниципального контроля. С 1 июля 2021 года данный акт на муниципальном уровне больше приниматься не будет.   

Проведение муниципального контроля: профилактические и надзорные мероприятия

В новой реформе особую роль играет профилактика. В обновленной регуляторной политике она будет находиться в большем приоритете, чем контрольно-надзорные мероприятия, подчеркивает лектор. В самом законе профилактические мероприятия даны общим перечнем. Однако для лучшего понимания Алексей Пахомов разделяет их на две группы: публично-профилактические мероприятия и индивидуально-профилактические.

Публично-профилактических мероприятий только два – это информирование и обобщение правоприменительной практики. Индивидуально-профилактические мероприятия эксперт делит на меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование и профилактический визит.

Закон устанавливает, что некоторые виды профилактических мероприятий должны проводиться в обязательном порядке. Так, для органов местного самоуправления такими мероприятиями будут информирование и консультирование. При этом один из важнейших принципов профилактики, подчеркивает Алексей Пахомов, – добровольность. Даже если это профилактический визит и он обязателен, контролируемое лицо всегда может от него отказаться, объясняет советник.

Ключевое место в новом федеральном законодательстве заняло понятие контрольно-надзорных мероприятий. Они разделяются на контрольно-надзорные мероприятия с взаимодействием и без него. Первый тип уже знаком органам местного самоуправления и органам муниципального контроля, он включает:

  • контрольную закупку;
  • мониторинговую закупку;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарную проверку;
  • выездную проверку.

В числе новых мероприятий – инспекционный визит. «Это мини-проверка, когда орган муниципального контроля выезжает в течение одного рабочего дня без уведомления контролируемого лица и осуществляет какую-то небольшую проверку обязательных требований», – поясняет Алексей Пахомов.

Непривычным может также стать новый вид контрольной закупки, которая была разделена на собственно контрольную закупку и мониторинговую. Отличие в том, что мониторинг – проверка качества товаров, а контрольная закупка – проверка правильности осуществления сделки. «Новшество нового закона – контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия. Их два: наблюдение за соблюдением и выездные обследования. Суть их в том, что органы контроля могут осуществлять сбор информации о деятельности контролируемых лиц, не предупреждая их об этом. Эту информацию органы контроля могут брать из разных источников, в том числе из информационных систем, информации, предоставленной самими контролируемыми лицами. По итогу контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия лицо не может привлекаться к ответственности, но последствием может быть возбуждение и назначение иного мероприятия, в том числе со взаимодействием», – говорит советник. Он также напоминает, что конкретные виды контрольно-надзорных мероприятий устанавливаются в «Положении о виде контроля», которое принимается органами местного самоуправления самостоятельно.

Другое нововведение Федерального закона № 248 – понятие контрольно-надзорного действия. Им может быть осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор образцов, инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент. Именно из этих действий будут формироваться контрольно-надзорные мероприятия. «Например, проверка осуществляется при наборе всего перечня контрольно-надзорных действий. А выездное обследование допускает только осмотр и инструментальное обследование», – объясняет эксперт.

Какова специфика деятельности должностных лиц? Что разрешается делать инспектору при рейдовом осмотре и иных мероприятиях и как защитить свои права, если инспектор превысил свои полномочия? Подробности – в лекции Алексея Пахомова «Муниципальный контроль в новом федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в российской федерации»: особенности концепции».

Источник изображения: rawpixel.com – www.freepik.com

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest