Право на справедливый суд: как работает статья 6 Европейской конвенции по правам человека

Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека была принята почти 70 лет назад – в 1950...

Банкротство как шанс. Что поможет «тонущему» бизнесу?

Когда говорят о ситуации в российской экономике, часто используют слово «кризис». Особенно, когда речь заходит о малом и...

В Госдуму внесли законопроект о запрете коллекторам взимать долги с физлиц за услуги ЖКХ

Депутаты Государственной думы предложили запретить управляющим компаниям передавать третьим лицам право по возврату просроченной задолженности жильцов за услуги...

Реформа муниципального контроля: значимые нововведения и новые формы надзора

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 248-ФЗ, который лег в основу большой реформы регуляторной...

Изобретения тривиальные и качественные: в чем разница

Когда речь идет о запатентованном изобретении, сам собой напрашивается вывод о том, что техническое решение качественное, иначе патент...

Бег с препятствиями: как в России регулируется медицинский допуск к спорту

Почти четыре года процедура медицинского допуска к спортивным соревнованиям и физкультурным мероприятиям практически не менялась, вопреки ее пробелам...

Рекорд по банкротствам и медицинская «гильотина»: важные новости уходящей недели

Зафиксированный в России рекорд по числу личных банкротств, решения очередного Пленума ВС и другие важные новости уходящей недели...

Искусственный интеллект: друг или враг юриста?

Проснуться, приехать на работу и вдруг услышать: «Вы уволены, вас успешно заменил искусственный интеллект» – страшный сон современного...

Без паники: 6 шагов для сохранения бизнеса в период эпидемии коронавируса

Распространение коронавируса уже оказывает значительное влияние на глобальную экономику и отражается на компаниях в самых разных отраслях. В...

Юридическое технологическое образование: как оно может изменить практику?

Юридические технологии в последние годы становятся всё более и более актуальным предметом для изучения. Появляются специальные курсы, в...

Коронавирус и исполнение обязательств – новые позиции Верховного Суда

Коронавирус стал серьезным испытанием для всего человечества. Еще долго мы будем наблюдать его последствия и для мировой, и...

Новая волна либерализации уголовного преследования предпринимателей

Эксперт в сфере уголовного права и процесса Артем Рыжов анализирует постановление Пленума Верхового Суда РФ «О внесении изменений...

АЮР предложила новый инструмент защиты персональных данных россиян

Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России предложила повысить выплаты за нарушение прав субъектов...

Внимание, розыск! Как найти своего идеального клиента?

Клиенты чем-то напоминают русскую рулетку. Одни выводят из себя и «убивают» своим поведением, а работа с другими приносит...

Ненужный диплом? Чем обернется для России выход из Болонской системы

Россия, исключенная из Болонского образовательного процесса, может заменить его собственной системой. Об этом в мае заявил глава Минобрнауки...

Как оформить выплаты на детей в 2022 году

В России существуют меры социальной поддержки, в частности, государство заботится о незащищенных категориях граждан. Это пенсионеры, инвалиды и,...

Адвокат Гулимова: за высокий сорняк – штраф в 300 руб, за борщевик – 2- 5 тысяч

Чтобы не получить штраф за сорняки, владельцы и арендаторы дачных участков обязаны следить за тем, чтобы их земельный...

Подводные камни последней инстанции: наказание по закону и «двойные» приговоры в практике ЕСПЧ

Наказание только согласно закону и недопустимость повторного привлечения за одно и то же преступление – принципы Конвенции о...

«Количество и разнообразие российских дел в Лондоне только увеличивается»: интервью с Артемом Дудко

Большинство международных споров, рассматриваемых в Лондоне, это споры с участием российских сторон или интересов. В чем причина такой...

«Повод продемонстрировать свою устойчивость»: на ПМЮФ обсудили положение акционерных обществ в период пандемии

Работа на удаленном режиме, социальное дистанцирование, запрет массовых мероприятий и личных контактов, кроме самых необходимых, – в рамках...

Реформа муниципального контроля: значимые нововведения и новые формы надзора

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 248-ФЗ, который лег в основу большой реформы регуляторной составляющей государства и муниципальных образований. Какие новшества в муниципальном контроле в скором времени произойдут в стране, рассказал советник в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации Алексей Пахомов.

Виды муниципального контроля и его правовое регулирование

Принятый 31 июля 2020 года Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» устанавливает в стране три вида надзора: федеральный государственный, региональный государственный и муниципальный контроль. Как считает советник в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации, эксперт Минэкономразвития России Алексей Пахомов, одна из основных проблем осуществления муниципального надзора в России – отсутствие перечня видов муниципального контроля.

«Их регулирование находится в разных законодательных актах, часто в отраслевых. В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть только некоторые виды муниципального контроля, при этом их правовое регулирование до конца не понятно. Поэтому перед разработчиками реформы контрольно-надзорной деятельности стояла задача создать систему, когда все виды контроля, в том числе муниципального, будут как для правоприменителей, так и для органов власти понятными», – говорит Алексей Пахомов.

Изначально существовала идея создания некоего перечня муниципального и регионального контроля, который должен был быть приложением к новому федеральному закону, но от этой задумки отказались. Сейчас, рассказывает эксперт, уже ведется разработка закона-спутника, которым должен будет упорядочить все виды надзора, которые осуществляются и будут осуществляться в стране с 1 июля 2021 года.

Федеральный закон № 248 также предусматривает введение реестра видов государственного и муниципального контроля, оператором которого выступит Министерство экономического развития. По мнению Алексея Пахомова, реестр позволит создать системный взгляд на муниципальный контроль в стране, так как будет содержать не только информацию о его видах, но и об органах муниципального контроля и их полномочиях.

Еще одно крайне важное нововведение, на которое обращает внимание эксперт, – положение о том, что если на территории муниципального образования нет объекта контроля, то такой вид надзора может не осуществляться. «При подготовке законодательных актов, связанных с реформой, это был один из ключевых запросов муниципального сообщества. Органы местного самоуправления часто вынуждены организовывать и принимать нормативные акты, регламенты о деятельности, связанные с теми видами контроля, которые в муниципальном образовании фактически не осуществляются», – объясняет Алексей Пахомов.   

Правовое регулирование муниципального контроля тоже претерпело существенные изменения. Новый закон устанавливает, что до 1 июля 2021 года также должны быть приняты федеральный закон о видах контроля и постановление правительства об общих требованиях к региональному и муниципальному контролю. Помимо этого, до 1 января 2022 года каждым представительным органом муниципальных образований должно быть принято положение о виде муниципального контроля. После этого удастся получить полную картину, связанную с регулированием всех видов государственного и муниципального надзора, считает эксперт.

Алексей Пахомов указывает на еще одно новшество в законе – в нем нет упоминания административных регламентов, которые на сегодняшний день применяются при организации муниципального контроля. С 1 июля 2021 года данный акт на муниципальном уровне больше приниматься не будет.   

Проведение муниципального контроля: профилактические и надзорные мероприятия

В новой реформе особую роль играет профилактика. В обновленной регуляторной политике она будет находиться в большем приоритете, чем контрольно-надзорные мероприятия, подчеркивает лектор. В самом законе профилактические мероприятия даны общим перечнем. Однако для лучшего понимания Алексей Пахомов разделяет их на две группы: публично-профилактические мероприятия и индивидуально-профилактические.

Публично-профилактических мероприятий только два – это информирование и обобщение правоприменительной практики. Индивидуально-профилактические мероприятия эксперт делит на меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование и профилактический визит.

Закон устанавливает, что некоторые виды профилактических мероприятий должны проводиться в обязательном порядке. Так, для органов местного самоуправления такими мероприятиями будут информирование и консультирование. При этом один из важнейших принципов профилактики, подчеркивает Алексей Пахомов, – добровольность. Даже если это профилактический визит и он обязателен, контролируемое лицо всегда может от него отказаться, объясняет советник.

Ключевое место в новом федеральном законодательстве заняло понятие контрольно-надзорных мероприятий. Они разделяются на контрольно-надзорные мероприятия с взаимодействием и без него. Первый тип уже знаком органам местного самоуправления и органам муниципального контроля, он включает:

  • контрольную закупку;
  • мониторинговую закупку;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарную проверку;
  • выездную проверку.

В числе новых мероприятий – инспекционный визит. «Это мини-проверка, когда орган муниципального контроля выезжает в течение одного рабочего дня без уведомления контролируемого лица и осуществляет какую-то небольшую проверку обязательных требований», – поясняет Алексей Пахомов.

Непривычным может также стать новый вид контрольной закупки, которая была разделена на собственно контрольную закупку и мониторинговую. Отличие в том, что мониторинг – проверка качества товаров, а контрольная закупка – проверка правильности осуществления сделки. «Новшество нового закона – контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия. Их два: наблюдение за соблюдением и выездные обследования. Суть их в том, что органы контроля могут осуществлять сбор информации о деятельности контролируемых лиц, не предупреждая их об этом. Эту информацию органы контроля могут брать из разных источников, в том числе из информационных систем, информации, предоставленной самими контролируемыми лицами. По итогу контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия лицо не может привлекаться к ответственности, но последствием может быть возбуждение и назначение иного мероприятия, в том числе со взаимодействием», – говорит советник. Он также напоминает, что конкретные виды контрольно-надзорных мероприятий устанавливаются в «Положении о виде контроля», которое принимается органами местного самоуправления самостоятельно.

Другое нововведение Федерального закона № 248 – понятие контрольно-надзорного действия. Им может быть осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор образцов, инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент. Именно из этих действий будут формироваться контрольно-надзорные мероприятия. «Например, проверка осуществляется при наборе всего перечня контрольно-надзорных действий. А выездное обследование допускает только осмотр и инструментальное обследование», – объясняет эксперт.

Какова специфика деятельности должностных лиц? Что разрешается делать инспектору при рейдовом осмотре и иных мероприятиях и как защитить свои права, если инспектор превысил свои полномочия? Подробности – в лекции Алексея Пахомова «Муниципальный контроль в новом федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в российской федерации»: особенности концепции».

Источник изображения: rawpixel.com – www.freepik.com

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest