Юридический дизайн: составляем идеальный ответ клиенту
Главными принципами и важными лайфхаками письменной консультации юриста делится эксперт в сферах корпоративного, финансового и договорного права Юрий Брисов.
В юридическом дизайне выделяют два основных метода для подготовки документов или ответов клиентам, которые активно используются зарубежными юристами и будут полезны их российским коллегам. По сути оба метода представляют собой структурированные ответы-консультации клиенту, но в упрощенной и понятной форме:
- CREAC (Conclusion, Rule, Explanation of Rule, Analysis, Conclusion). При использовании этого метода документ (например, ответ клиенту, меморандум) начинается с краткого вывода. Далее приводится определенное правило и его объяснения, после чего приводятся факты дела, их анализ и формируется определенный вывод на их основе.
- IRAC (Issue, Rule, Analysis, Conclusion). Этот метод предполагает формулирование вопроса, затем приводится правило для ответа на него, анализируется применение выбранного правила и выносится определенное заключение.
Оба метода строятся на практически одинаковом принципе. Работа с документом, объясняет Юрий Брисов, начинается с поиска «проблемных зон» – то есть тех задач и вопросов, решение которых требуется клиенту. Эксперт отмечает, что правильное определение проблем составляет как минимум 30 процентов успеха. После этого начинается следующий этап – подбор норм, которые позволят ответить на поставленные вопросы. Далее следует анализ применения выбранного правила и подготовка вывода.
Юридическое письмо фактически состоит из семи элементов:
- Шапка – указание контактов и обращение в вежливой форме.
- Вопрос клиента – изложение проблемы, решение которой рассматривается в документе.
- Краткий вывод – короткое изложение решения проблемы. В самое начало он выносится, чтобы сэкономить время клиента. В большинстве случаев, отмечает Юрий Брисов, заказчики читают буквально первые несколько строк, поэтому краткого вывода будет достаточно. Если ответ, данный клиенту, однозначен и не содержит каких-то вариантов, то клиент, скорее всего, закончит читать документ на этом этапе. Если вариантов решения проблемы несколько – заинтересуется и продолжит чтение.
- Дисклеймер – информация, которая поможет защитить юристов от жалоб и исков. Однако у него есть и другая важная функция. «Дисклеймер также объясняет заказчику, почему юрист использовал тот или иной подход, почему он сослался на тот или иной правовой акт и какой метод он использовал в работе. Если вы будете указывать это в дисклеймере, то читателю вашего документа, в данном случае юридического письма, будет понятна та область применения права, которую вы использовали при подготовке. Клиенты не всегда вдаются в подробности и понимают, насколько представленная ими информация достаточна, чтобы юрист провел полноценную работу», – говорит эксперт.
- Изложение фактов.
- Применимое право и анализ. На этапе, когда нужно применить определенное правило к конкретной ситуации и обосновать это, возникает больше всего проблем, отмечают Юрий Брисов. «Для юристов не будет являться откровением, что в большинстве законодательных актов и тех документов, которые готовят юристы-практики, часть с анализом практически отсутствует. То есть ставится вопрос, дальше юрист приводит какие-то отсылки к нормам права, после этого делается вывод. Но далеко не очевидно для читателя этого документа, почему именно эти нормы права привели к такому выводу. Если мы не будем говорить, как норма права взаимодействует с теми фактами, которые наличествуют перед нами, мы никогда не сможем перейти к логичному и последовательному выводу. Поэтому часть анализа является наиболее трудоемкой», – объясняет Юрий Брисов.
- Общий вывод – финальное подробное заключение по проблеме с рекомендациями.
Эксперт отмечает, что один из ключевых «лайфхаков» юридического дизайна – не усложнять. В пример он приводит картинку, которую подготовили юристы для одной из московских кофеен: на ней изображены четыре кота, которые демонстрируют как не нужно и как правильно носить медицинские маски. Если бы юристы в ответ на запрос повесили бы письменные инструкции мэра Москвы, то это вряд ли бы произвело должный эффект на посетителей кофейни. «Если вы можете изложить что-то короче – сокращайте, если можете использовать наглядные элементы (картинки, изображения, графики) – используйте, если вы можете обойтись каким-то одним элементом, то обходитесь лишь этим элементом, не плодите сущности», – комментирует Юрий Брисов.
Как выглядит идеальный ответ на практике и как по методам юридического дизайна составить меморандум? Ответы на эти вопросы, множество полезных советов и готовые примеры документов Юрий Брисов дает в рамках курса «Legal Design» на пдощадке Legal Academy.
Источник изображения: И. Е. Репин «Запорожцы»