Реальная опасность плагиата: что будет, если украсть товарный знак
Товарный знак любой компании неразрывно связан с ее имиджем. Это лицо бренда – и отражение его деловой репутации. Товарный знак легко украсть, но не всегда просто защитить. Как сделать лицо своей компании неуязвимым, спасти от синяков и двойников, рассказывает старший преподаватель кафедры интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина Aрина Ворожевич.
Знаки бывают разные
На товарный знак как объект интеллектуальной собственности распространяются исключительные права обладателя. Ответственность за их нарушение наступает при наличии вины. Но всегда ли оно однозначно доказуемо? В случае с «кражей» товарного знака можно столкнуться с простой небрежностью: человек или организация использовали чужой знак, не проверив его (что, впрочем, не освобождает их от ответственности).
От сущности товарного знака во многом зависят основания и условия наступления ответственности за нарушение исключительных прав. Какие же существуют товарные знаки?
- Суггестивные. Не представляют собой понятные, известные объекты, однако через ассоциации потребителей намекают на свойства или характеристику товара.
- Товарные знаки и обозначения, где использованы слова, как существующие в каком-либо языке (например, Apple), так и вымышленные (Adidas, Kodak).
Например, если в качестве товарного знака используется распространенное слово (тот же Apple), при возникновении спора суд может счесть «похитителя» невиновным – если ему удастся доказать, что слово было использовано лишь для описания.
Также при назначении судом ответственности учитываются характеристики товаров и их потребители. К примеру, если речь идет о товарах для узкоспециализированной аудитории, суд может постановить, что продуктом пользуются люди, которые обладают специальными знаниями, и схожесть брендов не может ввести их в заблуждение.
Как наказывают за нарушения?
Все наказания делятся на два типа: меры защиты и меры ответственности. К мерам защиты относятся запрет на дальнейшее использование чужого товарного знака и изъятие контрафактных товаров. Меры ответственности – это возмещение убытков и взыскание компенсации. Они создают дополнительную обязанность для нарушителя.
Правообладатель может взыскать убытки, но, как правило, речь идет о взыскании компенсации, так как убытки в области интеллектуального права сложно доказать.
Компенсация может быть рассчитана тремя способами:
- В твердой сумме от 10 тысяч до 5 млн рублей.
- В двукратном размере стоимости права на использование.
- В двукратном размере стоимости контрафактных товаров.
Примечательно, что выбор способа осуществляется истцом, а не судом. При расчете не учитывают, намеренно или ненамеренно действовал нарушитель.
В правоприменительной практике существует проблема с множественностью нарушений и, соответственно, с множественностью компенсаций. Суды привыкли считать: сколько было исключительных прав, столько и нарушений, а сколько нарушений – столько и компенсаций. Однако если следовать этой логике, сумма компенсации может получиться слишком большой. Эту проблему в 2016 году решал Конституционный суд РФ – и вынес постановление № 28-П. Оно гласит, что компенсация может быть взыскана ниже низшего предела, если она рассчитывается в твердой сумме. При этом должны быть указаны критерии, по которым она снижается. Учитываются следующие обстоятельства:
- Несоразмерность компенсации фактически понесенным убыткам.
- Повторно или впервые совершено нарушение.
- Использовал ли он чужой товарный знак для своей основной деятельности. Имущественное положение нарушителя.
- Наличие у него несовершеннолетних детей.
В 2017 году уже Верховный суд РФ принял определение, согласно которому:
- Постановление КС РФ может применяться не только к ИП, но и к юридическим лицам.
- Компенсация может быть ниже низшего порога вне зависимости от того, каким способом рассчитывается.
- О снижении компенсации должен заявить ответчик. Он должен обосновать суду, по каким причинам этот размер должен быть снижен.
Подробнее об особенностях защиты товарных знаков и сложностях правоприменительной практики – в лекции Арины Ворожевич.